«Сохранить инкогнито на маскараде»
Петр Воронков — о масках
Обозреватель “Ъ FM” Петр Воронков рассказывает об истории масок и маскарадов.
Фото: Екатерина Липатова, Коммерсантъ / купить фото
Фото: Екатерина Липатова, Коммерсантъ / купить фото
Сегодня о масках и маскарадах. Но не только о защитных, от эпидемии. Об их истории в целом. Тем более, что первые маски были придуманы с другими целями. Знатные особы отправлялись на тайные свидания или карнавалы, прикрыв свое лицо. А маскарадом раньше называли не только костюмированный бал, но и вообще любое переодевание, призванное кого-либо обмануть или ввести в заблуждение.
Однажды во Франции состоялся маскарад для 32 гостей: каждый из них был одет в костюм шахматной фигуры, а гвоздем программы стала настоящая «живая» партия. В древней Греции театральные маски не только выражали характер героев, но и служили громкоговорителем. Особая конструкция усиливала голос актера, как рупор. Из карнавалов и маскарадов выросла знаменитая итальянская Комедия дель арте с известными всем героями — Арлекином, Коломбиной, Полишинелем. В старые времена в Венеции маски носили едва ли не постоянно, однако потом власти решили, что это вредит нравственности горожан, и разрешили использовать их только во время карнавала. За ношение масок во все остальное время венецианца могли оштрафовать или даже изгнать из города...
В Россию маскарады привез Петр I. Во время путешествий по Европе он не пропускал этих увеселений, наряжаясь всегда нарочито просто — крестьянином или даже мясником... Поэт Велимир Хлебников однажды решил не переодеваться после маскарада и шествовал по Петербургу в римской тоге и сандалиях. Неудивительно, что вечер завершился для него в полиции. А Иван Андреевич Крылов однажды долго сомневался, что ему надеть, чтобы сохранить инкогнито на маскараде. Кто-то из друзей иронически посоветовал баснописцу просто как следует умыться и причесаться.