«Память о польских и российских жертвах НКВД — это наша общая обязанность»
Делегация посольства Польши приняла участие в траурных мероприятиях в Смоленске
В эту пятницу в Смоленске могли бы приземлиться четыре польских самолета. Беспрецедентная по численности делегация прибыла бы в Россию почтить память жертв «катынского дела» 1940 года и авиакатастрофы 2010 года, в которой погиб президент Польши Лех Качиньский. В условиях пандемии в траурных мероприятиях приняли участие работающие в России польские дипломаты.
Польскую делегацию, посетившую в пятницу Смоленск, должен был возглавить премьер-министр Матеуш Моравецкий. Однако на прошлой неделе его визит был перенесен из-за коронавируса. В итоге главой делегации оказался заместитель посла Польши Яцек Слядевский. «Представители посольства Республики Польша в Москве почтили память убитых в Катыни, а также погибших членов официальной делегации, которая 10 апреля 2010 года направлялась в Катынь,— рассказал он “Ъ”.— Для нас важно почтить память жертв катынского преступления даже в трудных условиях эпидемии COVID-19 и введенных в связи с этим в России ограничений. Память о польских и российских жертвах НКВД — это наша общая обязанность».
Таким же образом был спланирован и маршрут траурных мероприятий. На символическом мемориале жертв катастрофы 2010 года в районе аэродрома Смоленск-Северный возложили венки и зажгли красные, как это принято в Польше, свечи. В храме Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Смоленске почтили память тысяч поляков, убитых в Катыни в 1940 году. И в храме Воскресения Христова в Катыни вспомнили о российских жертвах НКВД.
Одновременно траурные мероприятия прошли в Варшаве. Брат погибшего президента, экс-премьер Ярослав Качиньский, который тоже должен был прилететь в Смоленск, а также представители правительства и парламента, соблюдая уместную в эти дни дистанцию, возложили венки на одной из центральных площадей Варшавы — площади Пилсудского. В 2018 году там открыли памятник жертвам авиакатастрофы — уходящий в небо трап самолета.
На фоне зимнего обмена ожесточенной критикой между Москвой и Варшавой последние заявления официальных лиц в РФ звучали крайне сдержанно. Так, в МИД РФ подтвердили, что для обеспечения визита официальной делегации российская сторона была готова принять «непростые решения об открытии для польской делегации внешних границ России» и направить высокопоставленную делегацию в Смоленск, «подтверждая готовность к двусторонним контактам». «На всем протяжении наших контактов с поляками Варшава выражала удовлетворение уровнем взаимодействия»,— подчеркнули в ведомстве. А официальный представитель Следственного комитета РФ Светлана Петренко в пятницу еще раз подтвердила: «Следственный комитет России открыт к полному и всестороннему взаимодействию с польской стороной по вопросу расследования обстоятельств катастрофы Ту-154». Она напомнила, что в Смоленске не раз принимали польских следователей для осмотра обломков самолета.
Однако противоречия между Россией и Польшей в публичной оценке событий что 2010-го, что 1940 года никуда не делись.
В то время как российские эксперты однозначно считают причиной аварии ошибку пилотов, в Польше готовится к публикации новый доклад по авиакатастрофе под Смоленском. Как заявил на этой неделе министр обороны Польши Антоний Мацеревич, документ уже готов и будет опубликован после Пасхи. В 2016 году именно господин Мацеревич объявил о возобновлении работы правительственной комиссии по расследованию авиационных происшествий и рассказывал о якобы обнаруженных на обломках следах взрывчатого вещества.
Что касается «катынского дела» (расстрела в апреле—мае 1940 года почти 22 тыс. польских граждан, содержавшихся с 1939 года, после раздела Польши между Германией и СССР, в лагерях и тюрьмах НКВД), расстрелянные поляки до сих пор остаются нереабилитированными, несмотря на требования семей погибших и польской стороны. По-прежнему засекречены 35 из 183 томов расследования Главной военной прокуратуры РФ, и в Варшаве по-прежнему подозревают российскую сторону в желании скрыть детали трагедии.