Незапиваемые дни
В период самоизоляции пермяки стали меньше покупать алкоголь
Аналитики фиксируют повышение спроса россиян на алкоголь. По сведениям проекта «Сбербанка» «СберДанные», расходы населения в винных магазинах с 30 марта по 5 апреля выросли на 31% год к году. В пермских магазинах, напротив, спрос на спиртные напитки падает, продажи сократились на 30%, а где-то и на все 50. Но есть и исключения, некоторые сети наблюдают незначительный рост покупок спиртного. Примечательно, что в последние дни, предшествующие введению режима самоизоляции, пермяки активно закупались алкоголем — повышенный спрос фиксировали во многих сетях и магазинах.
В пермских продуктовых и алкогольных супермаркетах сообщают о снижении спроса на спиртные напитки в период самоизоляции со 2 апреля. Представители продуктовых сетей и отраслевых магазинов, опрошенные корреспондентом “Ъ-Прикамье”, уточняют, что в дни, предшествующие введению самоизоляции из-за коронавируса, пермяки активно закупались алкоголем. У некоторых ритейлеров, несмотря на общую тенденцию, все же наблюдается небольшой рост продаж спиртных напитков.
По информации лаборатории Сбербанка по анализу и обработке больших данных «СберДанные», траты россиян с 30 марта по 5 апреля сократились почти на 23% по сравнению с предыдущей неделей. В основном сокращение коснулось сектора услуг. Зато спрос повысился на продовольственные, медицинские товары. Кроме того, вторую неделю подряд отмечается всплеск расходов в категории «Винные магазины» (+31% год к году), причем без характерной внутринедельной сезонности, подчеркивают аналитики.
Продажи алкоголя выросли еще в марте, пишет gazeta.ru со ссылкой на консалтинговую компанию Nielsen. Согласно данным международного агентства, стоимостные продажи алкогольной продукции (без учета тихих вин) росли весь прошлый месяц. В первую неделю марта прирост составил 2,6%, во вторую — уже 11,9%, в третью и четвертую недели месяца — 23,8% и 25,4% соответственно. Росли и продажи пива — на него в последние две недели марта пришлось 77,6% продаж.
В «АШАН Ритейл Россия» сравнили период с 15 марта по 5 апреля с аналогичными днями в 2019 году, и заметили незначительный рост продаж водки.
В магазинах сети «Лента» наиболее ощутимый рост продаж алкоголя — почти на треть — произошел в период с 23 по 29 марта. «Сейчас спрос на категории равномерный, за исключением игристого вина, продажи которого не увеличиваются активно»,— рассказали в пресс-службе «Ленты».
В пермской сети «Семья» фиксируют снижение спроса на алкоголь в последние две недели. Если сравнить покупки в выходные 4–5 апреля к выходным 21–22 марта, то видно, что спрос на спиртные напитки снизился на 30%. Причем снижение в равной степени произошло по всем категориям, говорят в торговой сети. На 26–33% сократились покупки вина, ликеро-водочных изделий, элитных напитков. Меньше снижение коснулось категории «сидр», больше — категории «шампанские, игристые вина». «Предполагаем, что это связано с режимом самоизоляции: не происходят массовые события, а такие личные праздники, как, например, дни рождения, годовщины, проходят в ограниченном кругу, без приглашения гостей»,— пояснили в «Семье».
В отделе одной из пермских сетей по продаже пива на вынос сообщили, что продажи пивных напитков в период самоизоляции упали. В сети «Ангор» рассказали, что покупателей в магазинах стало мало, но спрос на спиртное несколько вырос, в основном берут слабоалкогольные напитки.
По словам владельца пермского магазина Вячеслава Хлобыстова (ООО «Пинта Плюс»), после введения режима самоизоляции спрос на спиртное сократился в два раза, выручка компании упала даже более чем вдвое.
Директор студии вина «Адвокат» Татьяна Патласова отметила, что 31 марта и 1 апреля, перед введением режима самоизоляции, в магазине наблюдался повышенный спрос на вино — «люди действительно закупались». «Сейчас спад, в сравнении с обычными днями спрос снизился примерно на 50%»,— поведала госпожа Патласова. Эксперт добавила, что покупатели «Адвоката» не изменили своим привычкам и приобретают те вина, которые покупали и раньше. Говоря об аналитике проекта «СберДанные», директор «Адвоката» предполагает, что рост расходов в алкогольных магазинах, возможно, наблюдается на напитки недорогого сегмента.