«Мы готовимся ко всем сценариям, в том числе и к тому, что все полыхнет»
Глава горздрава Екатеринбурга Денис Демидов — о ситуации с коронавирусом
В Свердловской области на 11 апреля зарегистрированы 74 случая коронавируса. Большинство пациентов находятся в Екатеринбурге. Глава управления здравоохранения города Денис Демидов, рассказал “Ъ-Урал” об оснащении больниц Екатеринбурга и негативном сценарии развития ситуации.
— К какому количеству больных коронавирусом готовы медучреждения Екатеринбурга?
— В Екатеринбурге, к сожалению, долгое время складывалась такая ситуация, что количество коек, в том числе и инфекционных, планомерно сокращалось до 2017 года. Дело в том, что система здравоохранения работает по принципу возмещения затрат каждого пролеченного. В этом плане заработать на инфекционных койках больница не может, поскольку в обычное время многие из них пустуют. С одной стороны, считая деньги, нужно сокращать койки, с другой стороны — нужно думать наперед, прогнозируя необходимость в них. В этом заключается задача руководителя системы здравоохранения – быть готовым к разным развитиям событий.
В Екатеринбурге сейчас готово к развертыванию 1,5 тыс. коек. Есть поэтапность их развертывания на фоне ухудшения эпидемиологической обстановки. С момента вспышки мы должны в течение 24 часов, потом в течение 48 часов и так далее, развернуть все. Сейчас муниципальная система здравоохранения готова к этому.
Основная нагрузка сейчас ложится на больницы, находящиеся в Екатеринбурге: в основном это инфекционный корпус ГКБ №40. Других таких оборудованных больниц у нас нет. Есть учреждения, которые мы сейчас максимально быстро пытаемся подвести под необходимый стандарт.
В максимально короткие сроки оснастить их кислородно-проводящим оборудованием, увеличить количество аппаратов ИВЛ, рентгенов. Сейчас активно ведется работа по больнице №6, она будет второй резервной базой по борьбе с коронавирусом. Еще одна база — больница № 24, там мы сконцентрировали лечение всех больных пневмонией. Сейчас там 64 пациента, всего больница рассчитана на 230 коек первой очереди и 120 коек второй очереди. В 40-й больнице сейчас лежат 108 человек, 31 из них — с подтвержденным коронавирусом. Всего корпус рассчитан на 267 коек.
— Как вы сейчас оцениваете ситуацию по заболеваемости в городе и выявлению новых случаев коронавируса?
— Мы на этой неделе вышли на определенную динамику по выписке и приему новых пациентов. Можно говорить, что в городе наблюдается определенное плато по заболеваемости. Но мы готовимся ко всем сценариям, в том числе и к тому, что все может полыхнуть.
Дело в том, что первую неделю самоизоляции горожане еще сидели дома, сейчас же многие вышли на улицу. И я полностью поддерживаю ужесточения мер к нарушителям самоизоляции: чем жестче меры, тем меньше шансов для распространения инфекции. Гражданам нужно понимать: вирус есть, больные есть, распространение идет и вероятность, что будет подъем, сохраняется.
Несмотря на то, что Екатеринбург — огромный транспортный узел, цифры по заболевшим у нас не такие большие. Это связано с организацией работы. Мы хорошо потренировались, когда работали с китайцами, которых эвакуировали в обсерватор в санатории «Бодрость». Все мероприятия очень хорошо отработали и по развертыванию в кратчайшие сроки и по наблюдению за гражданами. Сейчас мы вовремя выявляем и заболевших, и огромное число контактных. Мы совместно с Роспотребнадзором отслеживаем, чтобы пациент был сразу помещен в больницу либо находился под наблюдением амбулаторной службы.
На данный момент Екатеринбург – один из немногих крупных городов, где нет летальных исходов. В первую очередь это говорит о слаженной работе всех служб, введению и отработке минздравом программы мониторинга реанимационных больных. Министр сам лично занимался внедрением данной программы. Например, у нас есть пациентка из Заречного, которую, по сути, успели во время доставить в Екатеринбург и спасти. Еще бы один день и ситуацию невозможно было повернуть. Сейчас у нее положительная динамика. Всего у нас трое пациентов на ИВЛ.
— В Екатеринбурге достаточно аппаратов ИВЛ на случай негативного развития ситуации?
— Нам активно помогает федерация в вопросах оснащения больниц. В Екатеринбурге есть определенное количество аппаратов ИВЛ, но в период распространения коронавируса оснащенность ими должна быть в три раза выше и, конечно, по щелчку новые аппараты не появятся. Свердловская область получила 1,4 млрд руб. из федерального бюджета. Екатеринбург из них получил порядка 300 млн руб. на ремонт шестой больницы.
Часть средств мы получим оборудованием. Минздрав передал нам 32 аппарата ИВЛ, вскоре поступят еще 30. В 40-й больнице аппаратов достаточно по числу развертываемых коек. Есть дефицит в шестой, сейчас мы ее оснащаем кислородной разводкой, устанавливаем аппараты ИВЛ.
— В аптеках города острый дефицит индивидуальных средств защиты, как этот вопрос решается в медучреждениях?
— Сейчас промышленность активно переключается на производство средств индивидуальной защиты. Но львиную долю забирает Москва, некоторые предприятия изначально ориентированы на поставки в столицу. В больницах Екатеринбурга средства индивидуальной защиты есть. Не буду скрывать, у нас нет желаемого запаса, например, на 30 дней. В некоторых больницах запас есть на день-два, но мы замкнули на больницы поставщиков и они ежедневно напрямую туда завозят все необходимое. Перебоев с этим нет, но мы продолжаем искать новые каналы поставок. Есть еще важный момент: средства защиты бывают одноразовые и многоразовые. Мы стараемся работать в одноразовых — это удобнее. При этом у нас есть запасы противочумных костюмов, которые можно использовать более 10 раз. Работать в них не очень комфортно, иногда проблематично. Но, если у нас закончатся одноразовые, то у нас есть маневр перейти на многоразовые.
— Сколько в Екатеринбурге в сутки проводят тестов на коронавирус?
— В Екатеринбурге четыре муниципальных лаборатории по определению коронавируса: в клинико-диагностическом центре, где в сутки могут исследовать 150-200 проб, в больницах № 7,14 и 24. Мы в вопросе обследований очень эффективно помогаем Роспотребнадзору. Лаборатории также работают в областной больнице, в клинике УГМК и в Нижнем Тагиле. Всеми силами в сутки в регионе возможно проводить исследования около тысячи проб граждан, у которых есть показания для тестирования. Все тест-системы предоставлены федерацией и нам четко регламентируют исследование. Мы не можем исследовать пациента не из группы риска, за каждого человека мы отчитываемся.
— Как сейчас выстроена работа с другими пациентами больниц, которым отменили плановые приемы, со скорой помощью?
— Мы, к сожалению, получаем жалобы на закрытие поликлиник. Но мы выстроили работу таким образом, что этих пациентов на дому обслуживает амбулаторная служба. Все, кто работал в поликлиниках, сейчас ездит домой к пациентам. На них легла очень большая нагрузка. Чтобы помочь медикам, администрация города выделила им машины. В некоторых случаях с пациентами проводятся консультации по телефону.
У нас также все на 100% отработано по электронной выписке рецептов и больничных. Что касается работы скорой помощи, то она работает в штатном режиме, никому не отказывают, в некоторых случаях увеличилось время вызова, но не значительно.
— В Москве фиксировали всплеск звонок в скорую помощь из-за проблем со здоровьем на фоне употребления алкоголя. В Екатеринбурге вы такого не наблюдаете?
— У нас нет статистики именно по таким обращениям. Но мы ожидаем, что таких случаев будет достаточно. К сожалению, люди на самоизоляции злоупотребляют алкоголем и мы готовы, что они будут обращаться за медицинской помощью.
— Уже неоднократно говорили, что врачи, которые работают с зараженными коронавирусом, получат доплаты. Есть понимание, каким образом и когда они начнутся?
— Каждая больница, в которой медики лечат больных коронавирусом, будет ежемесячно формировать списки сотрудников, мы их будем передавать в областной минздрав. Согласно этим спискам и будет начисляться доплата. Деньги медикам будут начислять, начиная с апреля и на протяжении всего периода эпидемии. Механизм только запускается, но, думаю, в ближайшее время он заработает. Более того, мы понимаем, что все работники здравоохранения находятся под серьезной нагрузкой, поэтому мы обсуждаем вариант с доплатой и амбулаторным врачам. Этот вопрос мы проработаем вместе с главой города. Я уверен, что мы выработаем механизм, который позволит доплатить всем в этот период работы.