Белоруссии прописали физическое дистанцирование
Эксперты ВОЗ не настаивают на введении в стране жесткого карантина
В Белоруссии завершила работу миссия Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Эксперты находились в стране с 8 по 11 апреля, оценивая возможности местной системы здравоохранения по борьбе с пандемией коронавируса. Отвечая на вопрос “Ъ”, есть ли в Белоруссии необходимость введения жесткого карантина, глава миссии Патрик О`Коннор дал понять, что это совсем не обязательно: главное – принимать «меры по обеспечению физического дистанцирования». А министр здравоохранения Белоруссии Владимир Караник заверил “Ъ”, что пока властям республики удается «удерживать ситуацию в рамках ресурсных мощностей системы здравоохранения».
Белоруссия — одна из немногих стран Европы, отказавшихся от введения полномасштабных карантинных мер. Президент Александр Лукашенко не раз высказывался против такого шага. Так, он называл происходящее психозом, утверждая: его страна может «больше пострадать от паники, нежели от самого вируса».
«У нас тут разглагольствуют кругом: карантин, комендантский час и прочее,— сказал 7 апреля Александр Лукашенко.— Это проще всего, это мы сделаем в течение суток. Но жрать что будем?»
Между тем, в Белоруссии выявлено 2226 случаев заражения, хотя еще 8 апреля в стране было всего 1066 заболевших. Эксперты ВОЗ должны были изучить ситуацию и посоветовать властям, что делать.
Как заявил на пресс-конференции в субботу глава миссии Патрик О`Коннор, никаких ограничений своей работы международные эксперты не почувствовали. «Миссия получилась достаточно комплексной и разносторонней, мы могли корректировать программу на ходу. Нам удалось сделать все, что мы хотели»,— заявил он. Господин О`Коннор неоднократно упомянул, что Белоруссия входит в новую стадию распространения инфекции, когда новые случаи выявляются не только у приехавших из-за рубежа. Министр здравоохранения Белоруссии Владимир Караник, также присутствовавший на пресс-конференции, подтвердил: кроме случаев с очевидным источником заражения (например, если пациент вернулся из-за границы или контактировал с другим зараженным), в стране появились «случаи заражения, когда эпидемиологический очаг точно не установлен». В таких случаях белорусские власти проводят расследование с привлечением не только медиков, но и МВД.
Чтобы остановить эпидемию, по словам Патрика О`Коннора, необходимы новые, причем долгосрочные меры. «Это не спринт, а забег на долгую дистанцию. Нужно поддерживать меры на протяжении 12–18 месяцев».
В качестве наиболее эффективной меры он назвал «социальную изоляцию», которая включает в себя «предупреждение массового скопления людей, обеспечение карантина контактных лиц», а также снижение «необязательной деятельности» и «необязательных передвижений». Однако о необходимости полномасштабного карантина представители ВОЗ не заявили ни разу. «Из наших рекомендаций вытекает, что мы предлагаем дополнительные меры по обеспечению физического дистанцирования. Это не обязательно карантин или комендантский час. Мы говорим о том, что нужно учитывать обстоятельства: как развивается вирус, чему он нас учит»,— ответил Патрик О`Коннор на прямой вопрос “Ъ”, есть ли в Белоруссии необходимость введения жесткого карантина.
К этой теме обращались и другие журналисты, однако каждый раз эксперты ВОЗ называли карантин «крайней мерой физического дистанцирования».
«Есть разные элементы физического дистанцирования, которые можно внедрить по-разному. И, конечно же, все меры должны предприниматься на основании доступных эпидемиологических данных. Но мы видим, что заболеваемость растет. Значит, те меры, которые предпринимаются, требуют усиления»,— отметил Патрик О`Коннор.
На вопрос “Ъ” о наличии в Белоруссии достаточного количества медицинского оборудования для преодоления пика пандемии, господин О`Коннор ответил не так конкретно. «Мы призываем и дальше продолжать мероприятия по перепрофилированию учреждений здравоохранения, которые предпринимаются и сейчас,— сказал эксперт.— Я полагаю, что следует ожидать резкого роста заболеваемости». Между тем господин О`Коннор указал, что универсального рецепта подготовки страны к ухудшению ситуации нет: «Здесь нет какого-то ключевого фактора. Здесь множество кусков головоломки, которые все должны постоянно складываться, чтобы система здравоохранения не оказалась перегружена».
Министр здравоохранения Белоруссии Владимир Караник, отвечая на вопрос “Ъ”, в свою очередь отметил, что пока властям удается «удерживать ситуацию в рамках ресурсных мощностей системы здравоохранения». «В Республике Беларусь более 3,5 тыс. единиц наркозно-дыхательного оборудования, которое может использоваться для искусственной вентиляции легких (ИВЛ),— сказал он.— На сегодняшний день среди пациентов с подтвержденным коронавирусом ИВЛ применяется у 44 человек. В целом на сегодняшнее утро задействовано 111 аппаратов ИВЛ».