Ничего святого
Как при советской власти церковь превратили в гараж
Борьба большевиков с религией не всегда носила идеологический характер. «Воинствующие безбожники» разрушали храмы, церкви и монастыри не только в порыве борьбы с «опиумом для народа», но еще и в совершенно утилитарных целях.
Например, 21 января 1930 года в честь очередной годовщины смерти Ленина «безбожники» взорвали северную стену, колокольню и несколько построек Симонова монастыря в Москве, а наутро устроили «ленинский субботник» с собиранием и сортировкой кирпичей, необходимых для строительства жилых домов неподалеку. Это было намного проще и быстрее, чем сделать их на кирпичном заводе. Другим храмам и церквям «повезло» чуть больше – их переоборудовали под иные нужды. И именно об этом наша история, которая произошла с Тихвинской церковью в Ленинграде, – материалы ее сохранились среди архивных дел Комиссии по вопросам культов Всероссийского центрального исполнительного комитета. Была такая организация в тридцатые годы – посредник между официальной властью и духовенством.
Монастырское подворье
На современных картах этот перекресток отыскать будет трудно, так как названия улиц уже давным-давно поменялись, но на дореволюционных и ранних советских они значатся как Большая Спасская улица и дорога на Гражданку. Именно здесь когда-то стояла церковь Божией Матери Тихвинской Лютикова Свято-Троицкого мужского монастыря Калужской епархии. История ее появления берет свое начало не в Санкт-Петербурге, а на правом берегу Оки, в нескольких верстах от уездного города Перемышля, где в первой половине XVI века был основан Лютиков монастырь. Особым почитанием в монастыре пользовалась икона «Скоропослушница», привезенная в 1872 году с Афона. Монастырь был беден, поэтому в конце прошлого века в столицу за сбором подаяния прибыл иеромонах Амвросий, вскоре получивший в дар от купеческой вдовы Н.Ф. Петровой и некоей Т.Г. Черновой два участка земли в Лесном, на окраине города. Проект каменного пятиглавого храма с высокой шатровой колокольней под входом разработал архитектор Н.Н. Никонов, взявший за образец московский стиль XVII века. Строительство началось в неспокойном 1905 году, длилось долго и закончилось только к 1910 году, да и то не полностью. В следующем году в его подвале устроили усыпальницу и возвели главки над церковью, а еще через два года закончили колокольню. Перед революцией на подворье жили пять монахов и три послушника.
Две недели на обжалование
В 1934 году добротное здание Тихвинской церкви приглянулось Выборгскому районному тресту общественного питания под гараж для своих автомобилей. Поскольку строить новый гараж – дело дорогое и хлопотное, то трест решил занять для этих целей помещение расположенной рядом церкви и 15 апреля обратился с таким предложением в президиум Выборгского районного совета: «В настоящее время трест имеет 14 автомашин, в 3 квартале должен иметь 20–25 автомашин, таковые находятся под открытым небом, что не дает возможности правильной эксплуатации таковых. Неправильная эксплуатация авто-транспорта отражается на снабжении рабочих. Учитывая отсутствие гаражных помещений в районе, настоящим просим Вашего разрешения в передаче здания Церкви Спаса по Спасской ул. уг. дороги в Гражданку под гараж треста. Расходы по снятию крестов и куполов, а также по переоборудованию здания под гараж в сумме 30 000 руб. трест берет на себя». К прошению прилагалась смета работ, снимок церкви и проект ее переделки в гараж, выполненный на небольшом листе ватмана.
Райсовет это ходатайство поддержал и 23 апреля вынес постановление о закрытии церкви и передаче ее здания под хранилище для автомобилей. Основанием для этого стало якобы невыполнение «церковной двадцаткой» – так тогда назывался коллективный орган руководства приходом из двадцати прихожан – обязательств по ремонту и содержанию Тихвинской церкви. Еще в мае 1933 года комиссия райжилотдела обследовала здание и предписала «двадцатке» провести целый комплекс ремонтных работ: починить крышу, окрасить купола, подновить штукатурку, побелить стены и потолки, покрасить двери и оконные переплеты. Повторный осмотр в сентябре выявил частичное невыполнение работ, за что «двадцатка» и поплатилась, дав повод властям закрыть церковь. Весной 1934 года добавились и обвинения в краже церковного имущества на сумму 30 рублей. 14 июня решение райсовета утвердили в Смольном, а 20 числа поставили перед свершившимся фактом и «двадцатку» церкви. 5 июля о планах закрыть церковь уведомили и Комиссию по вопросам культов, лицемерно написав, что это делается «в целях сохранения здания», поэтому Леноблисполком «не нашел возможным оставить его в пользовании верующих». Но у «двадцатки» еще оставалась последняя инстанция – Всероссийский центральный исполнительный комитет, куда можно было обратиться с обжалованием этого решения в течение двух недель.
Заслужили на старости лет
Сначала «двадцатка» написала во ВЦИК официальное заявление-протест, а затем обратилась лично к его председателю М.И. Калинину. Можно только представить ту боль и отчаяние, когда писалось это обращение: «Михаил Иванович, мы, старые люди, обращаемся к Вам с просьбой помочь нам в нашем большом горе: наша приходская церковь во имя Тихвинской Божьей Матери назначена к закрытию, дан срок 2 недели на обжалование. У молодых людей есть театры, клубы, кино, радио и т.д., а у нас одна только церковь, без которой мы не можем жить, как без воздуха, а ездить в город по трамваям с нашими больными ногами очень тяжело, ведь и жить-то недолго осталось. Мы воспитали вам детей, вырастили их, так зачем же отнимать у нас единственную отраду в последние дни нашей жизни, неужели мы это заслужили на старости лет. Церковь наша стоит в стороне, на окраине Лесного (Б. Спасская ул., № 40). Войдите в положение старых людей и не откажите оставить нам нашу церковь, на что мы и будем надеяться». К письму прилагались подписи более двухсот пятидесяти прихожан, причем самого разного возраста – от 22 до 80 лет.
В канцелярии ВЦИК приняли это письмо и 15 июля 1934 года запросили в Комиссии по вопросам культов Облисполкома все материалы по этому делу, повелев «до окончательного решения дела ВЦИКом здание церкви сохранить в пользовании верующих». Но уже 19 июля по какой-то неизвестной причине, очевидно, что под давлением властей, «двадцатка» от обжалования отказалась.
Покоренные и непокоренные
1 ноября 1934 года ВЦИК утвердил постановление о ликвидации Тихвинской церкви, отдав ее здание под гараж. Все церковное имущество передали в Музей истории религии, кстати, расположившийся в помещении Казанского собора, с куполов сняли кресты, а после демонтировали и сами купола, чтобы ничего не напоминало о прежнем предназначении постройки. То, как выглядел фасад гаража, можно понять из проектного рисунка, а вот о внутренней планировке остается только догадываться. Возможно, что усыпальницы в подвале превратили в смотровые ямы, а мощные перекрытия послужили для устройства крана, необходимого при снятии и установке двигателя. Алтарь наверняка отдали под канцелярию или кабинеты, в притворе устроили кладовую, а среднюю часть храма отдали под стоянку машин, где благодаря большому пространству они могли легко разворачиваться.
Сколько лет здание бывшей Тихвинской церкви использовалось для хранения и ремонта автомобилей – неизвестно, в интернете можно найти информацию, что в пятидесятые годы здесь размещался ремонтный завод «Сельхозтехники», а после – разные лавки и мастерские. Насколько эта информация достоверна, остается только гадать. На фотографиях 1981 года здание выглядит пустым и заброшенным, а уже в следующем, 1982 году его снесли. Сейчас на этом месте находится жилой дом, выходящий фасадом на перекресток Гражданского проспекта и проспекта Непокоренных. Говорящая топонимика.