«Разве мы не граждане России?»

Как складывается судьба россиян, которые не могут вернуться из-за рубежа

На этой неделе на нескольких рейсах, преимущественно из Таиланда, были отработаны новые правила по возвращению российских граждан на родину. Основная координация возложена на Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Регистрация на рейсы идет через сервис госуслуг, а информируют о них россиян через создаваемые под каждый вылет Telegram-каналы. Глава Минкомсвязи Максут Шадаев лично присутствует во всех каналах и вступает в диалоги с гражданами. Однако даже такое ручное управление не решает всех проблем. Многие не знают, ни когда вернутся домой, ни когда получат материальную помощь, чтобы дождаться своего самолета.

Фото: Umit Bektas / Reuters

Согласно положению об оказании социальной поддержки российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в РФ в связи с пандемией коронавируса, на помощь могут претендовать те, у кого есть проездные документы на возвращение домой с 16 марта по 31 мая 2020 года. Для получения помощи нужно заполнить анкету на госуслугах. Сведения о гражданах проверяет МВД, после этого они передаются в МИД, где специальная комиссия принимает решение об оказании помощи, отказе или ее прекращении.

Граждане начали заполнять заявления на помощь в конце прошлой недели. Как пояснили “Ъ” в дипломатическом ведомстве, в день рассматривается около 2 тыс. заявлений, всего их около 25 тыс. Свыше 8 тыс. заявлений уже рассмотрено.

Некоторые туристы, с которыми поддерживает связь “Ъ”, подтвердили поступление помощи начиная с 8 апреля. Кто-то на эти деньги даже смог купить билет домой. Но есть немало и тех, до кого помощь пока не дошла.

С возвращением в Россию тоже все непросто. Расписание рейсов утверждает оперативный штаб по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции. Каждый рейс стоит огромных нервов его организаторам, а для граждан превращается в рулетку — повезет или не повезет. О начале регистрации на рейс на сайте госуслуг становится известно за несколько дней до вылета. При этом многие россияне уже сбились со счета, в какой раз они заполняют примерно одну и ту же анкету на выезд, и не понимают, зачем это делать.

После информации о формировании рейса начинается самое интересное. «Количество мест на борту ограниченно. Списки будут формироваться по принципу живой очереди. После заполнения рейса будет сформирован список ожидания»,— говорится в каждом Telegram-канале. То есть, кто первым увидел уведомление на рейс, тот и выиграл. Но узнать, попали ли они в итоге на рейс или нет, граждане могут зачастую только в последний момент. При этом многие вовремя не получают уведомление об этом ни на почту, ни на телефон. Telegram есть далеко не у всех. В итоге оперативно добраться до аэропорта весьма проблематично, особенно в условиях, когда в стране пребывания перекрыты дороги и введен комендантский час.

Если мест на самолет не хватило, туристов снова ждет неизвестность. Граждан просят встать в виртуальную очередь — лист ожидания.

За редким исключением, рейсы заполняются по региональному принципу. Однако россиянам непонятен принцип, как определяется их фактическое место жительства.

Тем более что у многих зачастую нет никаких подтверждающих договоров об аренде жилья.

В странах, где нет тысяч туристов, как в Таиланде, зачастую практически невозможно собрать рейс только из жителей одного региона. Например, в Мадриде лишь в последний момент удалось убедить оперативный штаб одобрить посадку самолета не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге. Но утверждение списков менее чем за сутки до вылета резко снизило шансы людей добраться до аэропорта. За бортом вылетающего рейса остаются люди, для которых возвращение домой было жизненной необходимостью. Кто-то не может попасть на похороны, у кого-то заканчиваются лекарства и продолжение пребывания за границей создает риск для жизни. Но все эти люди — не жители Москвы, Санкт-Петербурга и прилегающих областей.

Впрочем, есть страны, где россияне уже в принципе потеряли надежду, что за ними в принципе прилетят. Их единственный шанс выжить — материальная помощь.

“Ъ” приводит рассказы россиян, которые по разным причинам оказались без помощи и не могут улететь домой:


Испания

«Полный хаос»

Данил Зиборов — студент Пятигорского государственного университета. Он и двое его однокурсников приехали в Университет Кадиса по обмену 15 января на полгода.

«Когда началась ситуация с коронавирусом, мы приняли решение возвращаться. Взяли билет "Аэрофлота" на 31 марта. И в авиакомпании, и в посольстве нам обещали, что мы успеем уехать,— ожидалось, что будут рейсы до 6 апреля. Но когда мы уже были на полпути в Мадрид, пришло уведомление, что из-за введения квот на въезд в Россию рейс отменен.

То, что происходило дальше, назвать иначе, чем полный хаос, нельзя. Мы заполняли одну анкету за другой, потом все сначала. В пятницу наконец выяснилось, что рейс в Россию будет 13 апреля. Но только для жителей Москвы и Московской области. Это удивило всех, в том числе представителей "Аэрофлота".

Сколько нас тут из Ставрополья, не знаю. Вряд ли наберется на целый рейс. Точно еще есть три студентки, они учились в Барселоне, как и мы, не смогли вылететь из Мадрида. Но в отличие от нас они уже не смогли вернуться туда, где жили раньше, и застряли в Мадриде.

Нам еще повезло: квартира оплачена вперед, мы молодые. Даже если материальная помощь не дойдет, продержимся. Но мы переживаем за остальных. Тут много пожилых, женщин с детьми. Все из разных регионов России. Как им улететь, непонятно».


«Я попала в ловушку»

Ольга Пальет-Вара из Тулы приехала в Испанию 9 марта на несколько дней, чтобы забрать детей, которые были с папой у родственников.

«Муж-кубинец, в Испании у него родные. С младшими детьми часто проводит тут время. Одному четыре года, близнецам — шесть. Я приехала их забрать. Обратный билет не брала, с детьми все непредсказуемо. В итоге заболела сама. Не решилась с сильным кашлем лететь, особенно сейчас в такой ситуации и с маленькими детьми. Обещали, что рейсы будут до 6 апреля. Наконец, 30 марта решила брать билеты — а продажи уже остановлены, Россия не принимает.

У меня сердце разрывается. В Туле старшая дочка, ей 16 лет, одна с бабушкой. Сейчас пожилым выходить никуда нельзя, все на ней. Как будто попала в ловушку — тут все плохо, и там не лучше.

Так ждали этот рейс, а оказалось, что нас на него не берут. Тула всего в двух с половиной часах езды от Москвы, если ехать на маршрутке, а на машине еще быстрее. Фактически как Подмосковье. Не будет же отдельного самолета в Тулу. Тут есть еще одна девушка из Тулы, у нее годовалый ребенок и мама. Она попробовала регистрироваться на рейс — ей пришел отказ.

Я работаю в московской фирме, но живу в Туле, не знаю, как смогу это доказать и будет ли это достаточно. Тем более что дети прописаны в Туле. Непонятно, посадят ли на рейс мужа, у него только вид на жительство в России.

В общем, не знаю, рисковать ли ехать в аэропорт в надежде, что все-таки получится улететь. Нам до Мадрида час, маленькие дети, там неблагополучная обстановка с эпидемией, не хочется наугад ехать, чтобы потом разворачиваться обратно.

Пробовала позвонить на горячую линию губернатору и уполномоченному по правам человека Тульской области. Думала, вдруг они смогут дать гарантии, что заберут нас под свою ответственность. Говорят, что есть регионы, где власти забирают своих, если они прилетают к соседям. В итоге по телефону уполномоченного сказали: обращайтесь на сайт МИД, пишите им на почту, а если не ответят, обращайтесь вновь к нам. А рейс завтра. И я уже много раз говорила с консульством. Они бы и рады помочь, но ничего сделать не могут».


Япония

«Мы пятый день живем в аэропорту»

В воскресенье из Токио в Москву улетел долгожданный самолет, на борту которого было 179 человек. По информации посольства РФ, еще 400 человек продолжают вынужденно оставаться в Японии.

Александр (фамилию просил не называть) и еще около 20 россиян уже пятый день живут в аэропорту Ханеда в Токио. Большинство из них жители Приморского края, есть также люди из Хабаровска и Новосибирска.

«Мы все люди рабочие, в Японии по вахтам проводим по несколько месяцев, потом меняемся. Я занимался отправкой контейнеров с запчастями в Россию. В Японии был с 17 января, должен был пробыть три месяца. Из-за ситуации с коронавирусом хозяин фирмы поменял билет с 16 апреля на 9. Раньше не успевали, нужно было дождаться сменщика, передать дела, добраться до Токио.

В итоге приехал в аэропорт, а рейса нет. Мы новостей не читаем, не смотрим. Негде и некогда. Знал бы, что так будет, продлил бы визу и остался. А так — как купили билет, так и поехал.

Мы тут все такие, собрались с разных концов Японии. Теперь ночуем в аэропорту. Сегодня, когда улетал рейс в Москву, нас увидели дипломаты, удивились, сказали прийти в посольство, написать заявления — сообщить, из каких мы городов, оставить наши данные. Вот завтра пойдем. Хотя и раньше наши звонили в консульство. Помощи все эти дни не было, никто с нами не связывался. Сегодня привезли продукты. Не только сотрудники посольства, но и люди, которые увидели наши посты в соцсетях. Даже предлагали помощь с расселением, но на всех мест не хватит».


Македония

«Самолет ради 30 человек не прилетит»

Анастасия Карпова и Александр Дымов из Москвы приехали в Македонию 15 марта через Сербию. Вернуться должны были 25 марта. На следующий день после начала их отпуска сербские границы были закрыты, а еще через пару дней закрылась Македония. Вернуться домой шанса не осталось.

«Нас здесь, как мы слышали, примерно 30 россиян. И мы, и дипломаты понимаем, что ради 30 человек самолет не прилетит. По официальным данным, на 15 марта в Македонии было 19 зараженных. Это мы уже узнали по прилете из местных новостей. В Охриде, городе в 170 км от столицы, где мы сначала жили, и сейчас всего четверо инфицированных на весь город. В столице, конечно, больше. Но еще в первые дни после закрытия границы посольство рекомендовало всем россиянам, находящимся в Македонии, приехать в Скопье. Мы последовали совету и успели фактически на последний автобус из Охрида.

Надеялись, что у посольства получится, как планировалось, перекинуть нас в другую страну, откуда больше шансов улететь, но границы закрылись раньше.

Теперь, скорее всего, придется ждать открытия границ. Тем более пока и по стране, и даже внутри города из-за комендантского часа сложно передвигаться. Правила все время ужесточаются. Раньше комендантский час в будни начинался в девять вечера, теперь в четыре часа дня. В выходные вообще нельзя выходить.

Жизнь в Охриде была дешевле, чем в Скопье. Нам приходится на всем экономить. Очень надеялись на получение материальной помощи, написали заявление на сайте госуслуг, но помощь так и не пришла.

На работе пришлось взять отпуск за свой счет. Сколько продлится такая ситуация, никто не знает. Дипломаты перестали отвечать на вопросы. Видимо, сказать нечего».


Боливия

«Уважаемый Владимир Владимирович»

Россиян в Боливии еще меньше, чем в Македонии. Всего семь человек. Одна из них Виктория Крючкова. На сайте Change.org она создала петицию на имя президента РФ Владимира Путина и собирается направить ему письмо с таким же содержанием за подписью как минимум 100 россиян.

Текст петиции начинается со слов: «Уважаемый Владимир Владимирович, в связи со сложившейся в мире ситуацией и несколькими решениями, принятыми Правительством РФ, тысячи граждан России остаются за границей без помощи государства».

Речь идет о тех, кто, согласно принятым правительством решениям, не может рассчитывать на вывоз из-за рубежа, так как покинул Россию до 1 января, а также не получит материальную помощь из-за отсутствия обратных билетов.

«Это неравноправное отношение к гражданам России. Многие живут за границей по полгода, в Азии и Латинской Америке — это чаще дешевле, но при этом работают и платят налоги в России. Не у всех были билеты домой и не все выехали после 1 января.

Но мы такие же граждане, как все. Просто обстоятельства у всех разные.

Я путешествовала по Латинской Америке. Взяла паузу в работе, хотела посмотреть мир. Это совсем не так дорого, как кажется. Можно путешествовать и на $150–200 в месяц. Для этого не надо быть миллионером. Закрытие границ застало меня в Боливии, в маленьком городке Уюни.

Первые дни были очень тяжелые. В городе все время ужесточался карантин, иностранцы даже не могли нормально купить еду. В итоге наше посольство собрало нас по всей стране и довезло до Ла-Паса. Но там маленький аэропорт, большие самолеты не садятся. И нас перевезли в Санта-Крус. Тогда еще была надежда, что нас можно будет перекинуть в какую-нибудь соседнюю страну, где больше россиян. Но ничего не вышло.

Мне особенно не повезло — месяц назад украли деньги, как раз когда я уже думала покупать обратный билет. В итоге ни денег, ни билета, ни материальной помощи. Хорошо еще, что посольство нашло для меня женщину в русской общине, приютили бесплатно.

Местные смотрят с подозрением и могут вести себя недружелюбно по отношению к иностранцам. Мы пониманием, что шанс улететь из Боливии почти нулевой. Было бы здорово, если бы обратный рейс собрал нас из разных стран Латинской Америки. Если бы мне выплатили какую-то материальную помощь, то были бы как раз деньги на билет. Даже если не бесплатная эвакуация. Поэтому на это была вся надежда».


Таиланд

«Только надеяться на чудо»

Ведущего массовых мероприятий Игоря Андреева из Санкт-Петербурга закрытие границ застало в местечке Клонг-Муанг, провинция Краби. Это на юге Таиланда — примерно в 800 км от аэропорта Бангкока и всего в двух с половиной часах пути на машине в обычное время от аэропорта Пхукета, но сейчас въезд на остров ограничен.

«Никогда не просил помощи у государства. Даже пытался наладить здесь работу удаленно, но уже просто не знаю, что делать. Деньги заканчиваются, обещанная материальная помощь не пришла, хотя все необходимые формы я заполнил и продолжаю заполнять при уведомлении госуслуг. Остается надеяться на чудо.

Недавно был опрос в чате для таких же туристов, как мы. В нем приняли участие около полутора тысячи человек. Около 70% ответили, что помощи так и не получили.

Человек с такими же билетами, как у нас, прилетевший в те же даты,— получил, а мы нет. Пытались выяснить. Госуслуги отправляют в МИД. Но туда лично мы дозвониться не смогли, кто смог — внятных разъяснений не получил. Интересно узнать критерии, по которым комиссия определяет: кому высылать помощь, а кому нет.

Из России мы улетели 15 марта, вернуться планировали 5 апреля. Нас здесь трое взрослых (я, жена и ее подруга) и трое детей — девяти, пяти и двух лет. Ехали на короткий срок, с обратными билетами на руках и проплаченными гостиницами, не думали, что так все сложится. Никакой рейс нам на госуслугах не предлагают, хотя я каждый день заполняю "новые", "обновленные", "уточняющие", "актуализирующие" и другие формы.

Если нам позвонят и пригласят на рейс, то встает вопрос: как оперативно добраться с семьей до Бангкока, так как необходимо не только купить авиабилеты, но и чтобы они были в наличии.

Попадем ли мы в аэропорт Пхукета, тоже предугадать нельзя. Остров закрыт на карантин. Тратить последние деньги на дорогу, не зная стопроцентно, улетим мы или нет, не вариант. Сколько ждать следующего рейса, как, где и на какие деньги жить в Бангкоке или Пхукете, тоже вопрос.

Все средства уходят на съем жилья и продукты. Можно сказать, что нам еще повезло, хозяин апартаментов сделал скидку и попросил экономить электричество, надолго ли хватит его терпения, мы не знаем. Наших знакомых их хозяева на днях попросили съехать без объяснения причин. Они наудачу поехали в Бангкок. Мы рисковать с детьми не можем.

Впрочем, пока и за билет заплатить нечем. Мы прилетели в Таиланд Qatar Airways. А это значит, что вывозной рейс обойдется нам €400 на человека.

Пассажиры "Аэрофлота" и S7 улетают бесплатно, а нас вынуждают занимать деньги у родственников, друзей и знакомых, влезать долги и покупать билеты. Хочется задать вопрос правительству: почему такие различия между туристами, оказавшимися в одинаковых сложных условиях? Пассажиры Qatar Airways недостаточные граждане РФ?

Если денег каким-то чудом не найдем, то придется ждать возобновления полетов. Qatar Airways пока обещает перерегистрировать наш билет на 2–3 мая, но что делать, если Россия не откроет границы к этом моменту?

Небо открыли для "Аэрофлота" и других российских авиакомпаний, так почему же Россия не может открыть небо и разрешить Qatar Airways вывезти своих пассажиров с билетами? Они готовы это сделать.

Пока главное — чтобы пришла материальная помощь, чтобы хоть как-то продержаться. Нам еще платить за страховку. Визы до 30 апреля сделали бесплатными, но все равно некоторых, кто сейчас улетал, тайцы оштрафовали. Как жить, если помощь не придет, не знаем».

Марианна Беленькая

Вся лента