Не закодировался — не выезжай
“Ъ” изучил, как устроена система цифровых пропусков и что грозит нарушителям
С 15 апреля для любых поездок по Москве на автомобиле, общественном транспорте, в такси и даже на велосипеде гражданам понадобится получать в мэрии 16-значные коды. Указ о вводе в городе цифровой пропускной системы издал в выходные столичный мэр Сергей Собянин. Документ предписывает для поездок на работу оформлять постоянные двухнедельные коды, а для личных целей — получать одноразовые пропуска с указанными маршрутами движения. Опрошенные “Ъ” юристы разошлись в оценке того, может ли мэрия законно ограничивать передвижение граждан, но предупредили, что столичный КоАП разрешает эвакуировать машины граждан, задержанных без кодов. По расчетам “Ъ”, ежедневно граждане могут запрашивать до 3 млн кодов, однако примерно 330 тыс. горожан, в том числе чиновникам, они официально не понадобятся.
Указ Сергея Собянина №43-УМ вводит в городе с 15 апреля пропускную систему электронных кодов для поездок на личном автомобиле, в такси и в общественном транспорте (включая метрополитен и пригородные электрички). Коды для поездок в офис будут постоянными (на срок до 30 апреля), но оформить их сможет не каждый. В мэрии поясняли, что на рабочие пропуска могут рассчитывать лишь те граждане, чья «организация продолжает работать и присутствие сотрудника на месте является абсолютно необходимым». Но способы определения этого критерия чиновники пока не указали.
Коды на поездки в личных целях (например, в магазин или на дачу) будут действовать всего день — причем один человек сможет получить не более двух таких разрешений в неделю.
Код для посещения медучреждений тоже действует один день — но получать их можно без ограничений. В мэрии уточняют, что сотрудники полиции имеют право «проверить достоверность» заявки.
Пропуска можно оформить через сайт mos.ru (в понедельник там заработал раздел «Получение цифрового пропуска на передвижение по городу»), колл-центр мэрии (по номеру +7(495)777-77-77) или через СМС (по номеру 7377). Их придется оформлять лицам старше 14 лет. Гражданин должен оставить паспортные данные, контактный номер телефона, госномер личного автомобиля или номер транспортной карты («Тройка», «Стрелка»). В случае поездок в офис к этой информации прибавляется наименование организации и ИНН работодателя, при оформлении пропусков для других целей — еще и маршрут передвижения (начальный и конечный адрес).
Полученный код перед выездом из дома «необходимо записать, сфотографировать или сделать скриншот».
Столичных таксистов, как пояснил глава городского департамента торговли и услуг Алексей Немерюк, обяжут проверять наличие цифровых пропусков у клиентов. Он же уточнил, что пропуск потребуется и для передвижения на велосипеде или электросамокате.
До начала эпидемии горожане ежедневно совершали около 900 тыс. поездок на такси, 8,3 млн — на метрополитене и 3,2–3,5 млн — на автомобилях, следует из статистики столичного департамента транспорта. 10 апреля на московских дорогах было 1,47 млн машин, в метрополитене в апреле в день совершалось в среднем 1,4 млн поездок, а число рейсов на такси упало на 62%, сообщали в департаменте. Таким образом, речь может пойти о необходимости оформлять до 3,2 млн кодов ежедневно в пиковые дни (с учетом того, что офисные пропуска выдаются однократно). Эта цифра соотносится с информацией оперативного штаба мэрии о том, что 10 апреля на улицах было зафиксировано 3,5 млн человек, вышедших из дома на шесть часов и более (установлено по геолокации сотовых операторов). В столичном департаменте информационных технологий ранее заверяли, что система выдачи кодов готова к пиковым нагрузкам.
Власти явно рассчитывают, что с этой недели граждане еще больше сократят передвижения по Москве. В предыдущем указе мэр Собянин предписал с 13 по 19 апреля ограничить или прекратить работу «большинства городских организаций» и ввел запрет на посещение зданий компаний 45 видов деятельности (см. “Ъ” от 11 апреля). Под приостановку попали почти все стройки, также была остановлена столичная система каршеринга из-за сложностей с частой дезинфекцией салона. Вице-мэр Москвы Владимир Ефимов подсчитывал, что на прошлой неделе на работу на предприятия города выходили 3 млн человек, он ожидает десятикратного сокращения этой цифры.
Опрошенные “Ъ” юристы разошлись в оценке законности действий властей.
Ранее партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай указывала, что система кодов, «как и любые другие ограничения свободного передвижения», может применяться лишь после объявления режима ЧП президентом РФ. Однако с 1 апреля вступили в силу поправки к ФЗ №68 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», которые дали регионам право устанавливать «обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности» (этот режим действует в Москве уже с 5 марта).
Адвокат Павел Астахов говорит, что ст. 4.1 упомянутого закона №68 позволяет региональным властям «ограничивать доступ на территорию, на которой существует угроза возникновения ЧС» и приостанавливать деятельность организаций, оказавшихся в этой зоне. «Ограничение передвижения граждан может быть использовано на уровне субъектов федерации»,— считает господин Астахов. Управляющий партнер юридической компании «Позиция права» Егор Редин также не усматривает тут нарушений, поясняя, что закон №68 разрешает регионам «самостоятельно вводить дополнительные меры, направленные на предупреждение распространения вируса». Но партнер юридической компании ЮСТ Александр Боломатов говорил, что в случае с территориями, на которых есть «угроза возникновения ЧС», речь идет о закрытии въездов и выездов из городов целиком, тогда как в Москве подобные запреты не вводились. «Доступ может быть ограничен локально к территории с достоверно известным заражением или поражением. Чтобы закрыть доступ на всю Москву, надо располагать достоверными данными, что все ее территории напичканы коронавирусом. Такими данными в мэрии, очевидно, не располагают»,— рассуждает партнер юридической фирмы «Косенков и партнеры» Константин Суворов. Он считает, что закон №68 не дает властям прав ограничивать свободу передвижения. «По Конституции РФ это можно сделать лишь федеральным законом, и нельзя делегировать этот вопрос на уровень нормативных актов органов власти субъектов РФ. Законодательство не дает таким органам право ограничивать свободу передвижения произвольному кругу граждан по произвольной территории»,— считает господин Суворов. К тому же, добавляет он, в ст. 4 закона №68 говорится, что органы власти могут принимать лишь меры, «не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина». Исключения — лица с выписанным санитарным врачом предписанием соблюдать карантин, в том числе прибывшие из-за границы, добавляет господин Суворов.
Павел Астахов предупреждает, что новая ст. 3.18.1 столичного КоАП грозит гражданам, передвигающимся на автомобилях без кодов, штрафом в размере 5 тыс. руб. и эвакуацией на спецстоянку.
С 9 апреля полицейские уже начали задерживать и штрафовать по этой статье — пока лишь тех водителей, которые достоверно являются носителями вируса и которых врачи обязали остаться дома и соблюдать карантин. Господин Суворов уверен, что эвакуировать «в показательных целях» будут и обычных водителей без цифровых пропусков. «На практике можно ожидать неоправданно широкого применения мер ответственности по этой статье и последующих судебных разбирательств»,— считает он.
Примечательно, что целый круг лиц избавлен указом от необходимости оформлять коды. Речь о:
- судьях, адвокатах, нотариусах и помощниках всех этих категорий,
- журналистах,
- частных охранниках,
- военнослужащих,
- государственных и муниципальных служащих.
В столице зарегистрировано более 10 тыс. адвокатов, около 2 тыс. судей и 700 нотариусов (данные Адвокатской палаты Москвы, Мосгорсуда и Московской городской нотариальной палаты), с учетом двух помощников у каждого — 38 тыс. человек. В городе также работают не менее 15 тыс. журналистов (данные Союза журналистов Москвы) и, по расчетам “Ъ” на основе статистики Росгвардии, 80–90 тыс. частных охранников с лицензиями. В Минфине РФ ранее оценивали, что на каждые 10 тыс. жителей приходится 163 государственных и муниципальных служащих. Если эта пропорция верна для Москвы, то от кодов будут избавлены 200 тыс. одних только чиновников, а всего — не менее 330 тыс. человек, без учета военнослужащих.
Источники “Ъ” в правоохранительных органах говорят, что в столичную полицию пока не поступало указаний о том, как и с помощью каких технических средств надлежит контролировать соблюдение гражданами норм указа о цифровых кодах с 15 апреля. Собеседник “Ъ” ждет разъяснений от руководства по этому поводу на ближайших совещаниях.