Грузы не болеют
Активная работа логистов и грузовых брокеров поможет смягчить удар пандемии по отрасли авиаперевозок
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) ежедневно выпускает тревожные сообщения с призывом к правительствам всех стран мира поддержать авиаперевозчиков деньгами. По оценкам ассоциации, только во втором квартале нынешнего года спрос на авиаперелеты упадет на 70%, а доходы авиакомпаний в 2020 году, по предварительным подсчетам, снизятся на $252 млрд, что на 44% ниже годового дохода компаний в 2019-м.
В IATA признают вопросы спасения жизней людей приоритетом для любого государства, но при этом предупреждают, что при столь серьезном ущербе для авиационной отрасли мировая экономика может понести огромные потери. «Во всем мире около 65,5 млн человек зависят в своих средствах от авиационной промышленности, включая такие секторы, как путешествия и туризм. Среди них 2,7 млн человек работают в авиакомпаниях. При сценарии, когда жесткие ограничения на поездки продлятся в течение трех месяцев, по подсчетам IATA, 25 млн рабочих мест в авиации и смежных секторах окажутся под угрозой исчезновения по всему миру»,— говорится в одном из заявлений IATA.
В связи с введенными трансграничными ограничениями на полеты пассажиров серьезно пострадал и сегмент грузовых перевозок: международная авиационная логистика в «довирусное» время традиционно комбинировала дорогостоящие доставки грузовыми самолетами с перевозками грузов в багажных отделениях пассажирских самолетов, эффективно выстраивая цепочки скоростных грузовых поставок. Карантинные меры в первые недели пандемии нарушили работу транспорта не только в воздухе, но и на земле, из-за чего остановились отгрузки продукции на крупнейших предприятиях. По оценкам IATA, в феврале спрос на авиаперевозки снизился на 9,1% в месячном выражении, а самый большой удар пришелся на Азиатско-Тихоокеанский регион, где с учетом сезонных колебаний падение составило 15,5%.
Однако уже в марте ступор в грузовом авиабизнесе сменился ажиотажем. Авиаброкеры и экспедиторы поняли, что авиакомпании сейчас находятся в таком тяжелом положении, что простаивающие пассажирские самолеты могут быть загружены товарами, приносить хоть какую-то выручку перевозчикам и сохранить работу летному персоналу. «Поначалу мы страдали точно так же, как страдали наши клиенты авиакомпаний, ведь большинство пассажирских рейсов были отменены,— рассказывает индийскому экономическому изданию The STAT Trade Times генеральный директор авиаброкера ATC Aviation Инго Циммер.— Но теперь грузовые авиакомпании увеличили частоту полетов, а часть пассажирских рейсов выполняется без пассажиров, исключительно для грузоперевозок». По его словам, компания уже зафрахтовала несколько пассажирских бортов под перевозки грузов и доходность по большинству направлений возросла.
Сегодня перевозить грузы в пассажирских самолетах начали авиакомпании по всему миру. Так, бюджетная сингапурская Scoot стала использовать пассажирский B787–9 для грузовых чартеров между местным аэропортом Чанги и пунктами назначения в Китае от имени своей материнской компании Singapore Airlines. Singapore Airlines Group станет вторым после Cathay Pacific оператором аэропорта в Гонконге, который будет совершать грузовые рейсы исключительно в Китае — в Гуанчжоу и Нанкин. А Cathay Pacific недавно начала использовать широкофюзеляжный A330–300 Airbus для перевозки грузов между Гонконгом и материковым Китаем. Перевозчик также рассматривает возможность использования аналогичных мер для транспортировки товаров в Японию.
Южнокорейская авиакомпания Korean Air стала использовать пассажирские самолеты для перевозки грузов в китайский Циндао в южной части полуострова Шантунг с 21 марта, руководство перевозчика рассчитывает запустить аналогичные рейсы в другие города. «Решение позволит преодолеть нынешний кризис, сократить расходы и поддержит предприятия, занимающиеся импортом и экспортом»,— цитирует AirCargoNews президента Hanjin Group (владеет перевозчиком) Уолтера Чо. Он констатирует, что и пассажирские, и грузовые бизнес-стратегии необходимо в корне менять, потому что трансатлантические направления оказались заблокированы и транспортники должны гибко реагировать на рыночный спрос.
Сегодня на доставку срочных грузов во внутреннем сообщении уже переориентировали свои пассажирские лайнеры крупнейшие перевозчики США Delta и American Airlines. Air Canada начала полеты на Boeing 777 и Boeing 787–9 в Чикаго, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Портленд и Сиэтл. Турецкая Turkish Airlines на Boeing 777 летает в Киев, ее следующими точками доставки станут Бухарест, Тель-Авив, Амстердам, Лондон, Париж, Бейрут, Амман и Дубай. Мексиканский перевозчик Aeromexico отправил первый грузовой рейс во Франкфурт-на-Майне: на борту Boeing 787–9 было 15 тонн дорогостоящего груза для аптек и больниц, а также продукты и живые животные.
Власти России тоже разрешили отечественным авиакомпаниям возить грузы в пассажирских салонах. Как ранее писал “Ъ”, этим правом воспользовались чартерные компании, у которых есть дальнемагистральные лайнеры — в частности авиакомпания Nord Wind на 5 из 11 широкофюзеляжных пассажирских самолетов начала летать в Китай, где дефицит провозных емкостей сейчас оценивается на уровне 69%. Ранее с подобными просьбами в Росавиацию обращались S7 и другие российские перевозчики, которые летают на дальнемагистральных воздушных судах.
Отечественный флагман грузовой авиации авиакомпания «Волга-Днепр», скорее всего, тоже быстро оправится от кризиса. По данным “Ъ”, в марте тарифы на грузовые авиаперевозки в среднем выросли на 45% в сравнении с мартом прошлого года и на 30% по сравнению с январем 2020-го. Кроме того, имеющееся в группе специализированное направление перевозок медицинских товаров и фармацевтических грузов в сегодняшней конъюнктуре рынка может стать одним из самых привлекательных сегментов авиаперевозок. В результате в текущем апреле крупнейший отечественный грузовой авиаперевозчик планирует заработать $15–20 млн прибыли против $14 млн убытка в апреле прошлого года.