Притихший Дон
Судоходным компаниям не хватает воды
Грузопоток на Нижнем Дону в этом году может упасть на 15%, до 8,5 млн тонн, из-за маловодности. Перевозчики вынуждены работать с недогрузом или переходить на рейдовую перевалку для преодоления лимитирующего участка от Кочетовского гидроузла. Решением проблемы должно стать строительство Багаевского гидроузла, который ожидается в 2023 году. Но к тому времени часть грузов уйдет на железную дорогу, возможно, навсегда, отмечают эксперты.
Водный путь Нижнего Дона в 2020 году будет работать на пределе возможностей, сообщил 10 апреля глава ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» Сергей Гайдаев на заседании морского совета при правительстве Ростовской области (цитата по PortNews). По его мнению, несмотря на планируемые дноуглубительные работы на лимитирующих участках (в основном от Кочетовского гидроузла до Манычского переката) и сужение судового хода на девяти лимитирующих перекатах, загрузка флота на полную осадку не будет обеспечена.
При этом пандемия, утверждают источники “Ъ” в отрасли, пока не оказала видимого влияния на грузовые речные перевозки, разве что в ряде случаев возникали сложности с получением разрешений на работу с учётом карантинных мер.
Так что маловодность остается ключевой проблемой.
О ее возникновении на Нижнем Дону из-за малоснежной зимы и отсутствия большого притока воды в Цимлянском водохранилище “Ъ” писал еще 28 января. Уже в марте стало понятно, что этот год в Ростовской области окажется одним из самых маловодных, и Дон, по словам Сергея Гайдаева, «будет больше похож на ручеек». 27 марта на коллегии и общественном совете Росморречфлота замглавы агентства Константин Анисимов заявил об «экстремальном маловодье». В первой половине навигации глубина на лимитирующем участке ниже Кочетовского гидроузла прогнозируется на уровне 3,1–3,2 м при гарантированной 3,6 м, уточнял господин Анисимов.
В «Башволготанкере» (основной фрахтователь — «Роснефть») отметили, что грузовой флот рассчитан на гарантированные глубины 4 м. Значительное уменьшение, даже на отдельных участках, не позволяет полностью загружать флот. Учитывая прогнозы водности на Нижнем Дону, недогруз может достигать трети от полной грузоподъемности, которая для танкера типа «Волгонефть» составляет около 4,5 тыс. тонн, отмечают в «Башволготанкере». «Потери удастся минимизировать применением схемы частичной разгрузки танкеров на специально выделенных рейдах»,— уточнили в компании. «Башволготанкер» 7 апреля сообщал, что планирует сохранить перевозку нефтепродуктов по внутренним водным путям на уровне 2019 года в 1,7 млн тонн.
В «Волжском пароходстве» “Ъ” сообщили, что в районе Цимлянского водохранилища осуществляют перевозки более 30 его судов. В условиях крайне недостаточного уровня воды флот вынужден работать с уменьшением загрузки (0,9–1,4 тыс. тонн за рейс). Пароходство несет экономические потери, добавили в компании, не раскрыв их.
По итогам навигации 2019 года грузоперевозки в границах Азово-Донского бассейна сократились на 6%, до 9,9 млн тонн. В структуре грузов преобладали мазут, сера и пшеница. В маловодном 2015 году перевозки грузов в Азово-Донском бассейне падали почти на 40%, не достигнув 9 млн тонн. Часть грузов ушла на железную дорогу и автотранспорт. Тогда на выделенных рейдах было перевалено более 400 тыс. тонн грузов.
Решить проблему маловодья на Нижнем Дону должен Багаевский гидроузел, ввод которого намечен на 2023 год. Надежда Малышева из PortNews напоминает, что на этом же направлении несколько лет назад компании потеряли часть грузов из-за введенных ОАО РЖД скидок. Реализация проекта была исходно намечена на 2020 год и даже если он не будет отложен, в условиях маловодности есть риск, что грузовладельцы за три года уведут объемы на железную дорогу, добавляет она. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров оценивает рост стоимости перевозок в связи с ограничениями по загрузке судов в 25–45%. Снижение перевозок в Азово-Донском бассейне в 2020 году, полагает он, составит не менее 1,5 млн тонн.