Банки вышли на дистанцию
Карантин обострил конкуренцию на рынке удаленных услуг
Менее половины из числа крупнейших банков осуществляют доставку банковских карт клиентам и лишь 53% выпускают виртуальные карты действующим клиентам. К таким выводам пришла консалтинговая группа CROC Digital Insight. По мнению экспертов, именно удаленные сервисы и особенно возможность доставки карты курьером особенно актуальны в нынешних условиях, и тем, кто не успел запустить эти сервисы, предстоит гонка за лидерами.
Консалтинговая группа CROC Digital Insight провела исследование, изучив такие актуальные в период карантина сервисы, как доставка дебетовых карт на дом и выпуск виртуальных карт. В выборку попали топ-20 банков по размерам активов и десять банков, которые активно развивают дистанционные решения. “Ъ” ознакомился с предварительными выводами исследования.
Согласно им, лишь около 40% банков могут доставить дебетовую карту курьером. 53% банков предоставляют своим клиентам выпуск виртуальной карты (но только уже существующим клиентам).
Среди кредитных организаций, у которых есть обе опции,— Газпромбанк, Альфа-банк, «ФК Открытие», «Русский стандарт», Росбанк, Промсвязьбанк, ХКФ-банк, «Яндекс.Деньги», «Ак Барс». «Санкт-Петербург», к ним же можно условно отнести Совкомбанк, который не выпускает дебетовых (только в рамках зарплатных проектов). Ни одной из указанных опций из топ-20 банков нет лишь у трех игроков. Среди них — Московский кредитный банк (МКБ), Юникредитбанк, АКБ «Россия». В МКБ “Ъ” сообщили: «В связи с выросшим спросом на услугу доставки она будет запущена в ближайшее время». В Юникредитбанке и АКБ «Россия» не ответили на запрос “Ъ”.
Именно курьерская доставка в условиях пандемии коронавируса и карантина особенно важна.
«В условиях пандемии курьерская доставка становится единственной возможностью стать клиентом необходимого банка»,— отмечает аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. По данным исследования, по оперативности курьерской доставки лидируют Альфа-банк, Тинькофф-банк, «Восточный» — курьеры доставили карты на следующий день после оформления. При этом те, кто уже имеют данную опцию, поняли ее преимущества. Так, в банке «Русский стандарт» “Ъ” сообщили, что если до пандемии услуга доставки карт была доступна в ограниченном числе регионов, то теперь осуществляется во всех, где присутствует банк. «В наших планах — масштабирование этого сервиса и расширение географии доставки»,— отмечает директор департамента Digital банка «ФК Открытие» Александр Пятигорский.
Впрочем, есть и обратные примеры. Так, в исследовании указано, что ВТБ в условиях пандемии отказался от курьерской доставки карт. Сейчас в связи с распространением коронавируса мы приняли решение дополнительно защитить своих сотрудников и клиентов, поэтому работа сервиса доставки карт временно приостановлена, подтвердили в пресс-службе ВТБ. «При этом наши клиенты могут продолжить пользоваться картами, срок действия которых закончился в марте, или дистанционно оформить цифровые карты в "ВТБ-онлайн",— указывают там.— Мы также продлили срок хранения пластиковых карт в отделениях банка». Сбербанк, на долю которого приходится подавляющее большинство дебетовых карт в России, никогда не осуществлял курьерскую доставку карт. На запрос “Ъ” там не ответили.
По мнению Алексея Антонова, то, что не все банки предоставляют услуги дистанционного оформления и курьерской доставки,— результат недостаточно продуманной стратегии развития, в большей своей массе российские банки продолжают делать ставки на классические способы предоставления услуг, иными словами — не хотят вкладываться в модернизацию бизнеса. «Банки, обеспечившие курьерскую доставку дебетовых карт еще до введения карантина, безусловно, сейчас оказались в более выгодных условиях. Они имеют фактически единственный доступный канал продаж,— указывает директор практики по цифровизации бизнеса CROC Digital Insight Аскар Багавиев.— Остальным же банкам оперативно организовать этот сервис вряд ли удастся». При этом, по мнению гендиректора Bengala Investment Алексея Буянова, эпидемия коронавируса и вынужденная изоляция граждан наложат отпечаток на российский банковский сектор. «После пандемии акцент на онлайн-услугах еще больше усилится, так как многие клиенты не захотят возвращаться в отделения»,— заключает он.