Антикризисным мерам рекомендовано упрощение
Эксперты ВЭФ оценили поддержку от правительств и центробанков
Правительства и центробанки многих стран своевременно объявили о масштабных мерах поддержки, чтобы предотвратить усиление негативных последствий для экономики от борьбы с коронавирусом. Однако монетарные меры пока оказываются эффективнее фискальных — здесь не хватает координации, а также есть риски избыточно сложного доступа к обещанной финансовой помощи, особенно для компаний и домохозяйств, наиболее пострадавших от введения ограничений, указывают эксперты Всемирного экономического форума в Давосе.
Эксперты Всемирного экономического форума в Давосе оценили набор мер поддержки по преодолению кризиса, вызванного борьбой с пандемией коронавируса. В докладе отмечается, что, хотя все последствия пандемии по-прежнему оценить сложно, судя по предварительным индикаторам, глобальная рецессия может оказаться худшей за 150 лет — хотя пока эксперты не исключают и вероятности довольно быстрого восстановления экономики. Впрочем, этот процесс будет зависеть и от того, насколько успешными окажутся меры правительств по предотвращению банкротств, сжатию спроса по спирали, стабилизации финансовых рынков и расширению мощностей систем здравоохранения.
Большинство экономистов, опрошенных ВЭФ, оценили текущие меры поддержки как достаточно эффективные, так как они напрямую направлены на бизнес, домохозяйства и систему здравоохранения. Однако финансирование последнего все равно может оказаться недостаточным — а другие получатели помощи могут столкнуться с практическими сложностями, пытаясь получить доступ к поддержке (основным риском здесь является низкий «запас прочности» у малого и среднего бизнеса — последние могут не дождаться выделения средств).
Также текущие меры могут не учитывать асимметричность доступа к ним домохозяйств в зависимости от их уровня доходов — наиболее бедные имеют меньшую социальную поддержку (при этом, по оценкам экспертов, в Великобритании, например, не могут работать удаленно 76% работников, под угрозой находятся также сотрудники без постоянной занятости), предупреждают в ВЭФ.
В среднем действия монетарных властей получили более высокую оценку, чем фискальные меры поддержки. При этом в ВЭФ указывают на нехватку координации между различными странами — после принятия фискальных мер на национальном уровне наиболее важным этапом станет их увязка на международном.
Напомним, на прошлой неделе о расширении поддержки экономики за счет льготных кредитов суммарно в объеме до $2,3 трлн объявила ФРС США (для сравнения, объем ВВП США в прошлом году — $21,7 трлн). Поддержку смогут получить домохозяйства и все виды работодателей независимо от размера компании, а также власти штатов. ФРС ранее уже снизила ставку до околонулевого уровня и объявляла о различных мерах поддержки, в основном направленных на облегчение доступа к денежной ликвидности на рынке, а Конгресс еще 27 марта утвердил и программу фискальных мер поддержки в размере $2,2 трлн (см. “Ъ” от 27 марта). В зоне евро министры финансов по итогам продолжительных переговоров в прошлый четверг также договорились о стимулирующем пакете на общую сумму в €540 млрд, который включает поддержку сохранения рабочих мест (на €100 млрд), кредиты предприятиям малого и среднего бизнеса посредством предоставления гарантий от Европейского инвестиционного банка (€200 млрд) и кредитование стран—членов ЕС через европейский стабилизационный механизм (€240 млрд). Меры, впрочем, еще должны быть утверждены главами стран валютного блока. Ожидается, что кредиты для государств ЕС будут доступны уже в течение двух ближайших недель. Премьер-министр Италии Джузеппе Конте, впрочем, по итогам переговоров заявил, что Италия поддерживает идею выпуска европейских «коронабондов» — облигаций для финансирования экономического ответа на пандемию (риски и премия по которым были бы ниже, чем если бы их выпустила Италия) объемом до €1,5 трлн.