«Нас ждут лучшие дни. Мы выстоим»
Президент Франции Эмманюэль Макрон обратился к нации
Эмманюэль Макрон выступил в понедельник в прямом эфире из Елисейского дворца. В своем четвертом обращении со времени начала эпидемии он рассказал о ситуации во Франции. Вместо того чтобы продлевать карантин каждые две недели, как это делалось раньше, он предпочел установить дату в дальней перспективе: ограничения сохранятся по крайней мере до 11 мая.
Обычно обращение президента начинается ровно в восемь часов вечера. В этот раз Эмманюэль Макрон подождал несколько минут, пока стихнут аплодисменты, которыми под колокольный звон каждый вечер награждают медиков французы.
Как и ожидалось, господин Макрон обратился с благодарностью ко всем людям, обеспечивающим жизнь страны: к врачам и медицинским работникам, полицейским, военным, журналистам — и впервые отдал должное миллионам французов, которые соблюдают карантин. Президент заверил, что «надежда возвращается, но еще рано думать, что эпидемию удалось победить». Карантин продлен до 11 мая, при этом выход из него, если он будет к тому времени возможен, пройдет поэтапно.
Всю прошлую неделю Эмманюэль Макрон готовил свое обращение, опрашивая не только министров и советников, но и пытаясь опереться на коллективный разум политиков, медиков, экономистов. Он переговорил с бывшими президентами Франсуа Олландом и Николя Саркози, нанес визиты в университетскую больницу в Кремлен-Бисетр в окрестностях Парижа, где ведется работа над методами лечения по европейской программе Discovery, а также предпринял дальнее путешествие в Марсель, где встретился с микробиологом Дидье Раультом, который лечит (и как он сам уверяет, успешно) пораженных СOVID-19 c помощью гидрохлорохина.
Президент Макрон честно признал, что страна оказалась не готова к войне с коронавирусом. Но, по его словам, мобилизация приносит плоды, французы учатся.
Удалось в пять раз увеличить производство масок, удвоить количество коек с аппаратами искусственной вентиляции легких, большим успехом президент считает масштабное возвращение десятков тысяч французов из-за рубежа.
Слова президента подтверждаются последними данными медиков, обнародованными в понедельник в первой половине дня. Несмотря на огромное количество заболевших и 14 967 смертей, страна уже несколько дней подряд отмечает снижение числа людей, находящихся в реанимации. За счет перераспределения пациентов между больницами до сих пор удается избежать перегрузки палат интенсивной терапии: задача правительства растянуть эпидемию во времени пока решается.
Франция перешла в «стадию плато», хотя высота плато тревожит и в любой момент горизонталь может снова смениться ростом. Соответственно, подчеркнул президент, не может быть и речи об ослаблении карантина, который продлится до 11 мая. Однако он обратился к властям на местах с некоторым увещеванием, требуя не нагнетать напряженность, не ожесточать от испуга меры: карантин должен остаться таким, каким был, «не меньше, но и не больше».
Накануне обращения к нации в СМИ просочилась информация, что в ходе субботней видеоконференции президент уже пообещал закрыть шенгенскую зону аж до сентября. Напомним, сейчас въезд в страны шенгенской зоны закрыт, и ранее Еврокомиссия призвала продлить это ограничение до 15 мая.
Разница в сроках карантина и в течении эпидемии в разных регионах Европы и мира действительно заставляет опасаться свободного перемещения между странами.
Однако в выступлении главы государства этот тезис прозвучал гораздо аккуратнее: господин Макрон лишь пообещал, что границы Франции «с неевропейскими государствами» останутся закрыты «до новых распоряжений». Франция, самая посещаемая туристами страна, на сей раз не готова принимать гостей, с которыми болезнь может вернуться на национальную территорию.
Вместе с тем Эмманюэль Макрон дал понять, что по политическому весу Парижа в мире это не должно ударить. Так, он пообещал продвигать позиции Франции в ЕС и заявил о необходимости «оказывать помощь африканским соседям, помогая им в борьбе с вирусом и прощая долги». «Мы никогда не победим в одиночку. Сегодня по всему миру мы оплакиваем жертв одного вируса»,— напомнил президент.
Продление карантина, признал президент, потребует новых жертв от каждого и от страны в целом. Как сообщил на прошлой неделе Государственный банк, Франция вошла в период экономической рецессии. Валовый внутренний продукт сократился на 6% в марте по сравнению с январем — худший показатель со времен выхода из реальной войны в 1945 году. Правительство, несомненно, поддержит крупные компании, вроде Air France, но мало что сможет сделать с небольшими предприятиями, особенно связанными со сферой услуг, общественным питанием, туризмом. Около 8 млн человек находятся в состоянии частичной безработицы, и государство тратит €1 млрд в месяц на их поддержку.
Новый месяц карантина обещает потерю €75 млрд. Тем не менее президент пообещал, что страна не бросит своих граждан.
Ослабление налогов, отсрочка социальных платежей, прямая адресная помощь — все пострадавшие от экономического кризиса будут тем или иным способом поддержаны, «чего бы это ни стоило».
Тем не менее перед Францией стоит вопрос о том, как страна будет выходить из чрезвычайного санитарного положения и как будет выглядеть «мир на следующий день». Ответа на него ждали от президента в этот вечер французы, запертые в карантине с 17 марта. «Когда мы сможем вернуться к прежней жизни? Я знаю, что вы задаете себе этот вопрос. Я рад был бы на него ответить. Но, к моему сожалению, у меня нет ответа»,— признал глава государства. «Сегодня я делюсь с вами тем, что мы знаем, и тем, чего мы не знаем. Нам необходимо принимать решения и действовать. Сохраняя трезвость ума. Посмотрите на некоторые азиатские страны: им приходится вновь закрывать свою экономику»,— рассуждал он, пояснив, что «коллективный иммунитет» французы пока не выработали, и радоваться рано.
Подробную «дорожную карту» по выходу из карантинного режима правительство представит, по словам главы государства, в ближайшие две недели. Однако несколько черт будущего плана Эмманюэль Макрон обрисовал уже в понедельник. Президент намерен к 11 мая обеспечить французов респираторами для выхода в общественные места. Их ношение будет обязательным. Изменения будут вводиться шаг за шагом. С мая постепенно вернутся к работе ясли, детские сады и школы, чтобы хоть немного разгрузить родителей и дать возможность учиться тем детям, которым недоступны ни компьютеры, ни интернет. А вот студенты вернутся в аудитории не раньше лета.
Власти предполагают, что и после окончания карантина пожилые и люди в группе риска останутся взаперти.
Кафе, отели, театры, кинотеатры, музеи пока остаются закрыты. Фестивали и мероприятия также возобновятся не раньше середины июля: ситуация будет еженедельно оцениваться с середины мая, снятие ограничений будет обусловлено прогрессом в борьбе с эпидемией. Он будет оцениваться с помощью массового тестирования, которое будет введено для всех «имеющих малейшие симптомы заболевания».
Эмманюэль Макрон специально затронул вопрос о «социальном государстве», пообещав лично приложить усилия к тому, чтобы взаимопомощь и поддержка восторжествовали во Франции. «Этот кризис дает нам также шанс на воссоединение,— сказал президент.— Нас ждут лучшие дни. Я в этом уверен. Мы выстоим».