Субсидии с доставкой
Дмитрий Шестоперов о поддержке общепита
Обещанные на днях властями субсидии ресторанам и точкам общепита из числа малого и среднего бизнеса на доставку готовой еды фактически поддержат в первую очередь крупнейшие агрегаторы, работающие на этом рынке, и в долгосрочной перспективе могут привести к усилению их позиций в регулировании цен после карантина. Проработать такие выплаты поручил правительству 13 апреля президент, чуть раньше о подобных планах объявили в московской мэрии. Меры призваны позволить сфере общепита продержаться на плаву за счет субсидирования комиссий и услуг агрегаторов. Но при более пристальном взгляде на проблему выясняется, что как раз небольшим точкам и сетям это вряд ли серьезно поможет.
Тем ресторанам, которые раньше не работали с доставкой, субсидирование этой услуги никак не поможет справиться с множеством других расходов, а кроме того, серьезно нарастить объемы продаж через этот канал сейчас, когда конкуренция очень усилилась, уже намного сложнее. Подобные аргументы приводит в своем посте в Facebook и основатель «Додо пиццы» Федор Овчинников, отказывающийся от работы с агрегаторами.
К этому можно добавить, что наибольший спрос в агрегаторах доставки всегда был и остается на относительно недорогой фастфуд.
И каким бы уникальным ни оказалось гастрономическое предложение одной небольшой точки, велика вероятность, что оно утонет в сотнях других, пока верхние позиции занимают сети с бургерами, роллами и пиццей, которые вряд ли можно причислить к малому и среднему бизнесу.
По данным недавнего опроса HSBC, Delivery Club для заказа еды в России использовали 23% респондентов, «Яндекс.Еду» — 20%, треть респондентов заказывают по телефону, а остальные используют другие сервисы. Понятно, что государству куда проще взаимодействовать с двумя большими и понятными платформами, чем с тысячами малых бизнесов по отдельности.
Это, конечно, лучше, чем ничего, в условиях, когда власти не объявляют ЧС. Но в конечном итоге получается, что победителями и бенефициарами льгот выходят именно агрегаторы, которые фактически смогут в гораздо более короткие сроки, чем сами планировали, консолидировать рынок заказа готовой еды.
Уже один этот факт в дальнейшем развязывает им руки для того, чтобы диктовать свои условия и цены на этом рынке, как, по мнению многих, уже происходит на рынке такси. Стремительное изменение ситуации происходит в отсутствие регулирования конкуренции на рынке цифровых платформ, положения о которых содержатся в еще не принятом пятом антимонопольном пакете. Но этот пакет доставляется в Госдуму так долго, что впору обращаться в службу поддержки: а не затерялся ли он?