Безвозвратные перспективы
Как власть спасает концертный бизнес
Концертно-зрелищным организациям могут разрешить в случае введения режима повышенной готовности или ЧС не возвращать деньги за купленные билеты на отмененные мероприятия в течение года, а если событие просто перенесено, то и вовсе не возвращать. Инициативу представителей концертно-билетной отрасли поддержал президент РФ. О том, к чему может привести такое решение, размышляет Борис Барабанов.
Просьба спасти зрелищную отрасль, тонущую после отмены концертов и спектаклей, прозвучала 26 марта на встрече Владимира Путина с представителями предпринимательского сообщества от генерального директора «Кассир.ру» Аллы Фоминой. В разговоре с президентом она сообщила: «Если зрители потребуют возврата средств за билеты, нам просто нечем будет платить. Наш бизнес оказался на грани краха». Президент пообещал изучить вопрос и, в частности, зарубежный опыт: «Надо посмотреть опыт наших соседей — с целью сохранения сектора как такового».
До сих пор любой российский гражданин точно знал, что он может вернуть любой купленный билет и получить за него деньги. 6 апреля на совещании с вице-премьерами Михаил Мишустин сообщил, что им подписано постановление правительства, согласно которому в случае отмены мероприятия его организаторы должны «предложить какую-то альтернативу, например пригласить на другое мероприятие после того, как страна снова начнет жить в нормальном ритме, либо вернуть средства, если человека не устроит этот вариант».
Согласно упомянутому постановлению, в случае отмены или переноса мероприятий организация уведомляет об этом публику на официальном сайте с информацией о новых датах и о возможности использовать ранее приобретенный посетителем билет.
Возврат полной стоимости билета, согласно постановлению, осуществляется организаторами не позднее 30 дней со дня обращения посетителя.
Представим себе, что вы купили билет на концерт, запланированный, скажем, на май или сентябрь. Его отменили, и вы хотите вернуть себе деньги. Вы обращаетесь в кассу или на сайт билетного оператора, и он в течение 30 дней возвращает вам полную стоимость билета. Это можно было сделать, если вы намеревались посетить, например, шоу Cirque Du Soleil «Luzia», которое должно было идти в Москве в марте и было отменено.
Проблема состоит в том, что множество мероприятий, которые должны были состояться этой весной или летом, не отменены, а перенесены. Например, барабанщик Pink Floyd Ник Мейсон перенес свои концерты в Москве и Санкт-Петербурге на осень. Концерт Харри Стайлза, запланированный на 3 июня, переехал на 30 марта 2021 года, на следующую весну перенесены российские выступления группы X Ambassadors, на год отложили визиты в Россию Энрике Иглесиас и Эрик Клэптон. Таких примеров десятки, если не сотни.
Коль уж речь идет не об отмене, а о переносе — все, конечно, будут рады, если к новым датам планета оправится от напасти, и люди встретятся на выступлениях любимых артистов.
Но проблема в том, что купленные в предварительной продаже билеты стоят весьма существенных денег. И эти деньги в ситуации резкого падения заработков для многих людей совсем не будут лишними.
А вот получить их назад будет сложно.
Это стало ясно на днях, когда, проанализировав итоги встречи 26 марта, Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос о возврате и обмене билетов на зрелищные мероприятия, отмененные или перенесенные из-за чрезвычайных ситуаций. В документе, опубликованном на сайте президента, говорится: «Рассмотреть вопрос о внесении в положение об особенностях отмены, замены либо переноса проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия, в том числе в части порядка и сроков возмещения стоимости билетов, абонементов и экскурсионных путевок на такие мероприятия, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части изменений, предусматривающих увеличение сроков возврата полной стоимости билета, абонемента или экскурсионной путевки при отмене зрелищных мероприятий, проводимых организацией исполнительских искусств или музеем, посетителю по его инициативе до календарного года со дня отмены зрелищного мероприятия, а при переносе зрелищного мероприятия — только обмен на билет, абонемент или экскурсионную путевку с более поздней датой».
«Если бы не постановление правительства и последовавшее поручение президента, все гастрольные компании мгновенно обанкротились бы,— говорит глава компании "Русский шоу-центр", организатор концертов Энрике Иглесиаса, Эрика Клэптона и других артистов Владимир Зубицкий.— Представьте себе, что все владельцы билетов мгновенно потребовали вернуть деньги.
А где мы их возьмем? Эти средства уже направлены на гонорары артистам и на другие организационные расходы.
Партнеры нам их не вернут, ведь туры не отменены, а перенесены. Так что деньги нам просто негде брать».
Итак, в случае отмены — возврат в течение года, в случае переноса — никакого возврата, только предоставление адекватной замены. Вполне возможно, что зрители, способные заплатить за билет на концерт 5, 10, а то и 20 тыс. руб., от потрясения оправятся сравнительно быстро. Но судя по тому, как дела идут сейчас, многим очень скоро понадобятся живые деньги, которыми можно заплатить за еду или бензин.
Новые решения властей приняты с целью поддержки концертно-зрелищного бизнеса, но на длинной дистанции этого мало. Компании, работающие в этой сфере, долго приучали публику к тому, чтобы она покупала билеты сильно заранее. Но вряд ли в ближайшее время зрители, которым не вернули деньги за билеты на весенние и летние шоу, побегут в кассы или на билетные сайты за новыми. Они снова станут покупать все в последний день.
«Если государство хотело осчастливить отечественного производителя, то есть организаторов зрелищ, оно должно было дать им грант на возврат денег за билеты,— считает эксперт в области культурных индустрий, глава агентства InterMedia Евгений Сафронов.— Организаторам все равно нечем будет, например, расплачиваться с подрядчиками, привлеченными к организации перенесенных мероприятий, и отдавать взятые на их организацию кредиты. В результате местные компании могут просто разориться, а на их место в индустрию развлечений придут зарубежные игроки, как это уже произошло в разной степени в индустрии звукозаписи или кино».
Вряд ли это кого-то успокоит, но со своими деньгами, похоже, придется попрощаться не только российским зрителям. Две недели назад помощь у американского правительства попросили компании, работающие на вторичном билетном рынке,— Viagogo, StubHub и другие.
На днях стало известно, что и компании-мейджоры ищут способы избежать ситуации, когда будет необходимо вернуть зрителям огромные суммы.
Так, билетный гигант Ticketmaster подвергся критике за изменение политики возврата денег. Компания не стала предавать широкой огласке принятое задним числом решение возвращать деньги только за отмененные концерты. Однако гнев музыкальных фанов был неизбежен. Они обнаружили, что, если раньше на сайте Ticketmaster говорилось о том, что возврат возможен в случае и переноса, и отмены концерта, то теперь на запрос о возврате пользователю отвечают: «Средства можно вернуть в случае отмены события». Так что и у россиян, и у «соседей» опыт в эту нелегкую пору, похоже, один и тот же.