Карантин довел до суда
Жители Кубани начали оспаривать штрафы за нарушение режима ограничений
Прокуратура вынесла протест на решение Туапсинского горсуда, оштрафовавшего двух жителей района за нарушение режима карантина. Их защитник также подал в краевой суд апелляцию, он намерен доказать, что в законодательных актах не прописан порядок действия людей в условиях карантина. Также юрист просит признать действия горсуда незаконными, поскольку на судебное заседание не пустили ни его, ни самих подсудимых. Всего в суды Краснодарского края поступило более 2 тыс. дел о нарушении карантина.
Прокуратура города Туапсе добивается отмены решения местного горсуда, оштрафовавшего двух жителей района за нарушение режима карантина. Надзорный орган указывает на то, что судья Сергей Еременко применил нормы закона, не вступившие силу на момент составления протоколов. «Норма постановления губернатора Краснодарского края №189 от 1 апреля, указанная судом в мотивировочной части решения, не вступила в силу на момент составления сотрудником ОМВД России по Туапсинскому району протокола об административном правонарушении по статье о нарушении законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ч.2 ст.6.3 КоАП России)»,– сообщили в прокуратуре города. В ее письме также говорится, что оспариваемое судебное решение вынесено «в отсутствии события административного правонарушения, виновности лица и при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении». Прокурор просит вернуть дело на новое рассмотрение.
Постановление губернатора Кубани №189 от 1 апреля об изменениях в ограничительные мероприятия, введенные на территории региона, вступило в силу в 00.00 по московскому времени 3 апреля. Таким образом глава региона ввел в крае карантин, и начали действовать обязательные спецпропуска для передвижения по территории региона на время карантина. При этом протоколы о нарушении карантина гражданам начали выписывать уже 2 апреля.
Как рассказал правозащитник Евгений Витишко, один из его подзащитных поехал в аптеку за заказанным еще в марте лекарством. «В поселке Дедеркой, где он живет, нет необходимых лекарств, поэтому ему пришлось ехать в Туапсе. Полицейский составил на Акопа Авджяна протокол, суд признал его виновным в нарушении режима карантина, так как у него не было спецпропуска, и назначил штраф в размере 15 тыс. руб. Второй мой подзащитный ехал на работу, все произошло по той же схеме – протокол и штраф»,- рассказал господин Витишко. После этого он подал в краевой суд апелляцию, в которой просит признать незаконными действия туапсинского горсуда. «В судебное заседание не пустили ни самих подсудимых, ни меня. Кроме того, я планирую доказать в апелляционном суде, что в законодательных актах не прописан порядок действий людей в определенных жизненных ситуациях, в том числе то, что поездки в аптеку за редкими лекарствами не запрещены»,- сказал правозащитник.
За неделю в суды Краснодарского края поступило более 2 тыс. дел о нарушении карантина. Рассмотрено около 1,5 тыс. дел. Оштрафовали более 1,2 тыс. человек. В связи с отсутствием состава административного правонарушения суды края прекратили 87 производств по делам о нарушении режима карантина. Краснодарский край стал одним регионов-лидеров в стране по самому большому числу штрафов за нарушение режима изоляции. В конце прошлой недели губернатор продлил карантин в регионе до 18 апреля. На момент публикации номера на Кубани выявили 215 заболевших коронавирусной инфекцией.
По мнению Евгения Витишко, введение карантина было необходимо, однако штрафы за нарушение режима незаконны. Юрист Юлия Федотова также подтверждает, что согласно ФЗ №31 губернатор имел право ввести карантин, однако нестыковки в законодательстве затрудняют правоприменение. «Ничего не понятно, отовсюду понемногу надергали, и в кучу смешали. В Краснодарском крае наиболее адекватный указ губернатора, потому что у нас введен именно карантин, это соответствует федеральному законодательству о санитарно-эпидемиологическом благополучии, и он действительно может ограничить право граждан на свободу передвижения, то есть здесь я нарушений не вижу. Другое дело, что в постановлении нет определенности, а там, где ее нет, начинаются проблемы»,- говорит юрист.
По ее словам, из текста постановления неясно, что имеется в виду, когда разрешено ходить в магазин и аптеку, ближайшую к дому или выгуливать собаку – в радиусе 100 метров от дома. «Откуда мерить – от квартиры или от подъезда? Что значит «ближайшая аптека»? А если в ней нет нужного препарата? Пояснений нет, поэтому решение отдается на откуп правоохранителям, а они применяют меры, как им хочется, совершенно не разбираясь в ситуации. Нет никакого индивидуального подхода»,- говорит госпожа Федотова. Она отмечает, что нередко штрафуют людей, которые отошли от дома не на 100 метров, а на 101 метр.