У моряков назрел земельный вопрос
Судовладельцы ждут решения проблем со сменой экипажей
Ограничения из-за пандемии COVID-19 серьезно осложнили смену экипажей на российских грузовых и рыбопромысловых судах. В Мурманской области власти ограничили сход на берег экипажей, если с момента прибытия из иностранного порта прошло менее 14 дней, во Владивостоке потребовали от прибывшего на замену экипажа из Москвы пройти двухнедельный карантин. Многие российские экипажи застряли за границей. Участники рынка просят правительство разобраться с проблемой, такое поручение уже дала, в частности, вице-премьер Виктория Абрамченко.
Российский профсоюз моряков (РПСМ) обратился к премьеру Михаилу Мишустину с просьбой поручить Минтрансу и Роспотребнадзору установить единый порядок противодействия распространению COVID-19 при списании в морских портах РФ российских моряков с судов, прибывающих из иностранных государств. Копия письма есть у “Ъ”.
Из-за пандемии провести замену экипажа в иностранных портах стало сложно, поэтому судовладельцы вынуждены организовывать ее в странах проживания. Но и это часто оказывается нереальным из-за самоизоляции регионов.
Так, постановлением от 16 марта губернатор Мурманской области Андрей Чибис запретил сход на берег экипажей, прибывших из иностранных государств в Мурманск и Кандалакшу, если с момента прибытия судна прошло менее 14 дней. Во Владивостоке экипаж «Совкомфлота» (СКФ) прилетел из Москвы, но не смог сменить коллег из-за необходимости пройти по прилете 14-дневный карантин, рассказывает первый заместитель председателя РПСМ Игорь Ковальчук:
«В условиях закрытых границ и отсутствия авиасообщения смена экипажей — глобальная проблема, которая ложится на судовладельцев».
В таких условиях замену моряков произвести невозможно, и судовладельцу приходится выбирать — оплачивать простой судна, что может стоить от $10 тыс. в сутки, либо продлевать работу моряка, нарушая его право на отдых, отмечает РПСМ.
В пресс-службе правительства РФ на вопросы не ответили. В Минтрансе сообщили “Ъ”, что морская администрация уже приняла ряд мер: продлен срок действия квалификационных документов членов экипажей, медицинских свидетельств, конвенционных судовых документов и пр. Там добавили, что уведомили губернатора о недопустимости препятствования заменам экипажей. По словам представителя Минтранса, аналогичные сигналы поступают и из других регионов, в каждом случае будут приняты необходимые меры.
В правительстве Мурманской области не ответили на запрос “Ъ”.
Первый заместитель председателя РПСМ Игорь Ковальчук пояснил, что контракт с моряком может быть пролонгирован на один-два месяца. В нынешней ситуации, по договоренности Международной федерации транспортников и Международного объединения судовладельцев, дополнительно разрешается продление еще на месяц. При этом моряки не должны перерабатывать, подчеркивает господин Ковальчук, иначе снижается внимание, ухудшается здоровье, что приводит к авариям.
Агентство DPA со ссылкой на профсоюзы сообщало, что в мире в целом около 100 тыс. моряков вынуждены продлевать контракты и оставаться на судах из-за невозможности сойти на берег из-за пандемии.
В СКФ заявили “Ъ”, что разделяют обеспокоенность РПСМ и поддерживают инициативу профсоюза установить единый порядок смены экипажей.
Глава совета директоров «Совфрахта» Дмитрий Пурим отмечает, что в условиях пандемии все дополнительные расходы ложатся на судовладельцев. Основные сложности возникают с ремонтами судов, рассказал он: «Мы уже столкнулись с невозможностью отремонтировать суда в Турции и Китае, придется искать другие варианты».
В FESCO не видят сложностей со списанием российских экипажей в портах Дальнего Востока «при соблюдении требований властей по карантину». Но, как и многие судовладельцы, FESCO столкнулась с трудностями при замене и списании экипажей за рубежом: «В Юго-Восточной Азии, где осуществляется большая часть перевозок судами компании, власти ввели полный запрет на сход членов экипажей на берег. Компания вынуждена продлевать контракты моряков, работающих на судах в длительных чартерах без захода в российские порты». Невозможность смены экипажа ведет не только к переработкам и повышенным расходам, но и к дополнительной нагрузке на членов команд, что в итоге может негативно сказаться на безопасности экипажа и судна в целом, подчеркнули в FESCO.
Рыбакам не хватает рейсов
Проблемы со сменой экипажей есть и у рыбопромышленников. Часть сложностей связана с распоряжением правительства от 27 марта, которое ввело ограничения на движение через госграницу РФ. Экипажи рыбопромысловых судов в список лиц, на которых запрет не распространяется, не вошли. При этом, как сообщал президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев в письме премьеру Михаилу Мишустину (копия есть у “Ъ”), для бесперебойных поставок и стабильной работы рыбопромыслового флота необходима своевременная смена экипажей. Проблема затрагивает свыше 350 судов с более 20 тыс. человек, говорится в обращении.
Вице-премьер Виктория Абрамченко в конце прошлой недели дала поручение оперативно принять меры по организации смены экипажей российских рыбопромысловых судов. Копия документа также есть у “Ъ”, в числе адресатов — Росрыболовство и Минтранс. Как пояснил “Ъ” господин Зверев, смена экипажей во многих случаях происходит на территории иностранных государств. Например, рыбопромышленники, которые ведут промысел в Северной Атлантике и у берегов Северной Африки, традиционно проводят замену чартерными рейсами с Фарерских островов и Лас-Пальмаса.
Контракты с действующими экипажами завершаются в марте—апреле, поручение правительства позволит обеспечить их своевременную смену на период противоэпидемических мероприятий, ожидает Герман Зверев.
Обновление. Господин Зверев заявил, что Росрыболовство согласовало «открытие» границ с другими ведомствами. Представитель госпожи Абрамченко Марта Галичева подтвердила факт поручения, отказавшись от дальнейших комментариев. В Минтрансе сообщили, что документ поступил. В Росрыболовстве на момент сдачи номера комментарий не предоставили. Позже в агентстве уточнили, что вопрос касается около 20 судов с численностью экипажей порядка 500 человек, которые находятся в порту Лас-Пальмас на Канарских островах и на Фарерских островах. Там добавили, что дали рекомендации по подготовке данных по членам экипажей для организации смены с использованием чартерных рейсов, сейчас идет организационная работа со стороны судовладельцев.
Заместитель директора УК «Норебо» Сергей Сенников знает, что у ряда российских компаний в РФ не могут вернуться экипажи траулеров, которые вели добычу в Северо-Западной Атлантике и у западного побережья Африки. Экипажи находятся в Лас-Пальмасе и на Фарерских островах, ожидая вылета в Россию, но разрешить перелет чартером могут только на уровне правительства, говорит он. По словам топ-менеджера, по прибытии экипажи будут отправлены на обсервацию на 14 дней за счет работодателя.
Управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов отмечает, что многие российские рыбопромысловые суда проходили ремонт и на китайских заводах. «Сегодня там находится и одно из судов группы. Но из-за ограничений по карантину с китайской стороны смена экипажа, обеспечение ремонта или даже эвакуация экипажа из страны невозможны: Китай просто не впускает экипаж на берег и не разрешает их транзит из страны»,— указывает он.
Господин Сенников также полагает, что наибольшие проблемы могут возникнуть при эвакуации экипажей из стран, в которых закрыли границы в связи с COVID-19.
Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев отмечает, что судовладельцы с пониманием проводят все карантинные мероприятия и заинтересованы в сохранении здоровья экипажей. Но потерь времени, отведенного для путины, из-за смены экипажей при этом избежать не удается, признает он.
Управляющий партнер «Юринфлота» Александр Медников считает, что не стоит ожидать большого числа исков от моряков к судовладельцам — текущая ситуация беспрецедентна. Все участники морской индустрии несут серьезные расходы: грузовладельцы сталкиваются с простоями по доставке, страховщики оплачивают расходы по репатриации экипажей, дополнительная нагрузка ложится на судовладельцев, поясняет он. При этом для моряка продление контракта не самая большая проблема, указывает господин Медников: есть логистические трудности, необходимость соблюдать правила пребывания в регионе после возвращения и т. д.