Бульдозеры уже не тянут без субсидий
Спецтехнике не хватает господдержки
Машиностроители просят правительство оперативно запустить меры поддержки спроса на сельхоз- и спецтехнику на фоне эпидемии. Речь идет о традиционных для этих сегментов программах, в частности, скидках на сельхозтехнику для аграриев и льготном лизинге дорожно-строительной техники. Аналитики отмечают, что выпуск строительной техники может пострадать сильнее всего на фоне сокращения спроса на недвижимость и возможного перераспределения региональных бюджетов в пользу здравоохранения.
Ассоциация «Росспецмаш» (лобби отечественных машиностроителей) просит премьера Михаила Мишустина поддержать сельхоз- и спецмашиностроение на фоне коронавируса. В письме отмечается, что рост курса доллара, увеличение стоимости импортных компонентов и прекращение поставок некоторых из них, рост цен на металл на внутреннем рынке, ограничение грузоперевозок, падение спроса со стороны госкомпаний и компаний сырьевого сектора негативно повлияют на продажи. По прогнозу предприятий, в первом полугодии производство и реализация техники могут сократиться на 30–40%.
«Росспецмаш» настаивает на необходимости оперативного утверждения новой редакции «программы 1432», по которой аграрии могут получить скидку на технику за счет бюджета.
Эта программа — основной механизм поддержки спроса в сегменте сельскохозяйственной техники. В 2019 году на нее было выделено 14,5 млрд руб., на этот год заложены 10 млрд руб. Прежнее правительство планировало изменить условия программы, и на этот год она пока официально не продлена.
В «Росагролизинге» со ссылкой на данные «АСМ-холдинга» отмечают, что в январе—феврале отгрузка отечественной самоходной техники снизилась на 27%, поскольку участники рынка ждут, будет ли продлена «программа 1432».
При этом сам «Росагролизинг» по итогам первого квартала увеличил поставки техники на 41% в денежном выражении, до 11 млрд руб. (3,2 тыс. единиц). В компании объясняют, что договорились с клиентами о сохранении скидок по «программе 1432». Денис Максимкин из «Росспецмаша» отмечает, что скидки по 1432-й программе уже сейчас предоставляют все крупные производители. Гендиректор «Росагролизинга» Павел Косов добавляет, что, хотя «эпидемиологическая ситуация внесла свои коррективы», сельхозтехника по-прежнему востребована.
Денис Максимкин добавляет, что обсуждаемая сегодня в правительстве версия «программы 1432» предполагает снижение скидки с 15–20% до 10–15%, что, вероятно, повлияет на сбыт производителей прицепной и навесной техники. При стоимости комбайна, к примеру, 10 млн руб. даже сокращенная скидка остается значительной в абсолютном выражении. Тогда как при цене на борону 300 тыс. руб. скидка уже не так ощутима, а необходимость оформления документов и затрат усилий сотрудников клиента остается прежней, объясняет он.
Кроме того, «Росспецмаш» просит премьера о внесении в правительство до 8 мая согласованных проектов двух других программ поддержки спроса — льготного лизинга спецтехники (на нее в бюджете на этот год заложено 3 млрд руб.) и субсидирования скидок на пищевую и перерабатывающую технику.
Сейчас, по словам Дениса Максимкина, лизинговые компании начинают работать по программе льготного лизинга спецтехники, ожидая ее запуска. В Минпромторге “Ъ” сообщили, что проекты постановлений по этим программам разработаны, «по ним проводятся согласительные процедуры». Что касается «программы 1432», то сейчас идет доработка проекта постановления на площадке аппарата правительства, добавили в министерстве.
Быстрое утверждение новых редакций «программы 1432» и льготного лизинга — критически важный фактор, который сможет несколько смягчить негативное влияние спада в экономике на производство, экспорт и потребление российской сельхоз- и спецтехники, говорит Дмитрий Бабанский из SBS Consulting. Он отмечает, что в этом году ожидается рост посевных площадей и важно удовлетворить спрос со стороны фермеров отечественной техникой. В сегменте дорожно-строительной техники ситуация хуже: рынок строительной техники сократится из-за падения спроса на недвижимость. Кроме того, Дмитрий Бабанский видит риск в том, что регионы могут сократить финансирование инфраструктуры и строительства в пользу здравоохранения.