Губернатор с портфелем
Глава региона может лично стать куратором инфраструктурных проектов
Правительство Пермского края покидает очередной ключевой член команды экс-губернатора Прикамья Максима Решетникова — первый вице-премьер и экс-руководитель регионального минстроя Михаил Сюткин. По информации „Ъ-Прикамье“, эта должность может быть упразднена, а контролировать работу инфраструктурного блока правительства будет напрямую глава региона Дмитрий Махонин. При этом, предполагают эксперты, инфраструктурные вопросы и крупные проекты в условиях коронавируса и экономических трудностей отойдут на второй план.
Первый зампред краевого правительства Михаил Сюткин вчера написал заявление об увольнении по собственному желанию. Как сообщила его пресс-служба, уходящий в начале мая чиновник намерен продолжать карьеру в Москве.
После перехода Максима Решетникова в Минэк РФ практически все члены кабинета бывшего главы региона трудоустроились в столице. Туда перешли заместители главы администрации губернатора Дмитрий Пучко и Назим Султанов, директор ПКГУП «Теплоэнерго» Алик Башаев и замминистра информационного развития и связи Прикамья Александр Маслов. На днях уволился и переезжает в Москву замминистра экономического развития края Даниил Гетманский.
Господин Сюткин занимал должность зампреда — министра строительства Пермского края с 2017 года. До этого он руководил Приволжским банком МДМ-Банка. Также Михаил Сюткин возглавлял столичное АО «КейблРаннерРус», реализовавшее проект создания в Москве гибридной канализации.
В конце 2017 года Максим Решетников назначил господина Сюткина первым вице-премьером краевого правительства, курирующим строительный, транспортный и имущественный блоки. В сентябре 2019 года Михаил Сюткин был освобожден от должности руководителя минстроя, но продолжил работать первым вице-премьером.
Инфраструктурный блок в правительстве, который курировал господин Сюткин, считается ключевым: он контролирует минтранс, минимущества и минстрой. Кто теперь его возглавит — вопрос открытый. По неофициальной версии, раньше рассматривалась кандидатура главы минтранса Николая Уханова, но в окружении губернатора это отрицают.
Источники, близкие к краевым властям, предполагают, что должность инфраструктурного вице-премьера будет упразднена, а соответствующие направления работы будет напрямую контролировать глава региона и председатель правительства Дмитрий Махонин. По словам одного из собеседников, это позволит оптимизировать количество заместителей премьера.
Сейчас в правительстве девять вице-премьеров: первый зампред Ольга Антипина (курирует финансовый блок), министр территориального развития Александр Борисов, министр промышленности, предпринимательства и торговли Алексей Чибисов, Татьяна Абдуллина (социальная политика), Антон Удальев (ЖКХ и тарифное регулирование), Антон Клепиков (образование, культура, туризм и спорт), Сергей Никифоров (здравоохранение) и руководитель аппарата правительства Елена Анисимова.
Другой собеседник отметил, что Дмитрий Махонин еще не утвердил обновленную структуру правительства. «Делать какие-либо прогнозы преждевременно»,— отметил он.
«Слухи о том, что Дмитрий Махонин планирует административную реформу, где не будет отдельного инфраструктурного вице-премьера, глубоко символичны»,— считает Алексей Чусовитин. «Вслед за Михаилом Сюткиным уходит целая эпоха, тот этап в истории региона, когда можно было еще мечтать о трехсотлетии Перми и других больших инфраструктурных проектах. Новые региональные приоритеты требуют новых кадровых решений. Наступает время новых вызовов: социальная помощь и поддержка населения, спасение малого и среднего бизнеса, накопление ресурсов. Если раньше проблемы отдельных людей можно было забыть за большими стройками и мегапроектами, то сегодня никого забывать нельзя»,— пояснил политтехнолог.
Депутат заксобрания Александр Григоренко считает отставку Михаила Сюткина логичной. «Это решение укладывается в логику смены команды Максима Решетникова на команду нового руководителя региона. Да и итоги деятельности инфраструктурного блока неоднозначны. Среди главных неудач вице-премьера — ситуация вокруг нового зоопарка и кризис в строительной отрасли из-за выстроенных административных барьеров. Но есть и плюсы, например, реализация программы по расселению аварийного жилья в крае»,— отмечает депутат. По его мнению, отдельный инфраструктурный вице-премьер в краевом правительстве нужен. «Часть мегастроек из-за коронавируса и экономических неурядиц будет остановлена, но строительство школ, больниц и прочих крупных социальных объектов будет продолжаться. Нужен и ответственный за согласование действий разных профильных министерств: строительства, транспорта и имущественных отношений»,— считает Александр Григоренко. Вместе с тем он не исключил ликвидацию должности из-за отсутствия подходящих кандидатов. «Пока этот пост выглядит слишком уж сложным и „токсичным“. Но это ненадолго. Как только найдутся подходящие кандидатуры, вернется и должность. А пока инфраструктурные вопросы, в силу их важности, будет курировать лично Дмитрий Махонин»,— предполагает депутат.
Депутат Пермской гордумы, гендиректор «Орсо групп» Михаил Бесфамильный считает, что ответственным за региональную инфраструктуру необязательно должен быть профильный вице-премьер. «Это может быть министр, замминистра или руководитель рабочей группы. Главное не должности, а конкретные задачи, понятные и выполнимые цели, поставленные перед этими людьми, и наличие необходимых полномочий»,— считает господин Бесфамильный. Он добавил, что масштабные инфраструктурные проекты, как правило, курируют первые лица регионального правительства — его председатель либо вице-премьер. «По этим объектам необходимо коммуницировать и решать проблемы со всеми министрами, начальниками департаментов и так далее. А для этого требуются статус и влияние»,— подчеркнул господин Бесфамильный.