Герберы спрятались, поникли примулы
Участники цветочного рынка просят правительственной поддержки
Представители цветочного бизнеса из Санкт-Петербурга и еще 17 регионов собираются направить обращения в правительство России и местные администрации с просьбой разрешить им розничную торговлю, освободить от уплаты налогов на один год и обеспечить выдачу кредитов по льготным ставкам для выплаты зарплат и восстановления бизнеса. Участники рынка утверждают, что после введения жестких запретов и нерабочего месяца у них осталось не более 20% привычной выручки, а основная часть покупателей не готова переходить к покупкам онлайн. Улучшения ситуации ждать не приходится: проведение последних звонков и выпускных остается под вопросом.
Продавцы цветов из 18 регионов России собирают подписи представителей отрасли, чтобы обратиться в правительство России и администрации своих субъектов с просьбой поддержать цветочный бизнес оптово-розничной торговли. Среди поддержавших инициативу — предприниматели из Мурманской, Тюменской, Тульской, Белгородской, Вологодской, Ярославской областей и Санкт-Петербурга. По словам индивидуального предпринимателя Сергея Бочарникова из Тульской области, за сутки им удалось собрать более 60 подписей предпринимателей из 18 регионов. Планируется, что за неделю количество откликнувшихся регионов увеличится до 40.
В обращении (его текст есть у “Ъ-СПб”) игроки рынка описывают плачевное состояние, в котором оказалась их отрасль из-за введения ограничительных мер, связанных с распространением коронавируса. «В связи со сложившейся ситуацией цветочная продукция сегодня является предметом роскоши и практически не востребована. Мы не окупаем даже заработную плату сотрудника, осуществляющего курьерскую доставку»,— указывают в письме продавцы. Даже если меры по запрету розничной торговли отменят, цветочный ритейл не сможет быстро восстановить ассортимент продукции: поставка цветов является длительным процессом и занимает не меньше 10–14 дней, отмечают участники рынка.
Организации, для которых основным видом деятельности является торговля цветочной продукцией, не вошли в список отраслей, наиболее пострадавших из-за распространения коронавируса. Соответственно, никаких отсрочек по уплате налогов, страховых взносов и беспроцентных кредитов для них пока не предусмотрено. Продавцы обращают внимание на то, что бизнес по продаже цветов пострадал не меньше, чем рестораторы или турагентства, поэтому они просят правительство страны и местные администрации разрешить розничную торговлю цветами с ограниченным доступом: в магазине не будет находиться более одного покупателя. Участники рынка призывают освободить их от уплаты налогов на один год, обеспечить выдачу беспроцентных кредитов на зарплаты сотрудникам на один год и сделать возможным выдачу займов на три года по льготным ставкам для восстановления бизнеса.
Владелица петербургской фирмы «Миллион цветов» Ирина Нуруллаева в разговоре с “Ъ-СПб” пояснила, что рынок цветов не может полноценно перейти на онлайн-заказы.
«Продажи в интернете всегда были не очень высокими, поскольку цветы хотят выбирать вживую, а не по картинке. Наши основные покупатели старше 30 лет. Заказывать что-то онлайн они просто не привыкли»,— поясняет она.
В начале недели госпожа Нуруллаева стала организатором акции, на которой представители нескольких компаний уничтожили сотни непроданных и испортившихся букетов. «До этого мы снижали цены на цветы на 50%, при заказе 11 роз доставляли 25, привозили цветы в больницы, хосписы, к мемориалам, даже раздавали на улицах»,— говорит она. По словам госпожи Нуруллаевой, сейчас у большинства компаний выручка держится на уровне 10–20% от обычных показателей. Улучшения ситуации не прогнозируется и в ближайшие месяцы: высока вероятность отмены последних звонков и выпускных — праздников, когда продажи цветов резко возрастают. В этом году своих пиковых показателей потребления цветочники не достигли и 8 марта.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов направил председателю комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Смольного Кириллу Соловейчику письмо. В нем он просит снять запрет на осуществление деятельности салонов красоты и продажи цветочной продукции. Также господин Абросимов предлагает издать дополнительный перечень непродовольственных товаров первой необходимости и включить туда очки, контактные линзы, цветы, семена, рассаду и иной посадочный материал. “Ъ-СПб” попросил оценить инициативу господина Абросимова в комитете по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, однако там не смогли оперативно прокомментировать предложение омбудсмена.
Руководитель департамента услуг для ритейлеров Colliers International Владимир Каличава говорит, что доля цветочных магазинов на ключевых торговых коридорах Петербурга очень мала: большинство сетей выбирают локации у станций метро, где рассчитывают на большой поток и спонтанные покупки. «Онлайн-доставка — не панацея. Если такая услуга не была наработана компанией ранее, то переход на нее сейчас, в авральном режиме, тем более затруднен: город и без того наводнен доставкой. Единичные точки, предлагающие эксклюзивные букеты и давно освоившие доставку, опираются сейчас в большей степени на свою постоянную, наработанную клиентуру»,— объясняет господин Каличава. Поскольку цветы не являются предметом первой и даже второй необходимости, сокращение спроса в сегменте на фоне пандемии более заметно, отмечает эксперт.
С ним согласен руководитель отела исследований и консалтинга IPG.Estate Валерий Трушин. «Торговля цветами очень чувствительна к благосостоянию потребителей, поэтому падает в кризис. При этом цветочные магазины не спасает даже доставка, поскольку люди стремятся экономить ввиду невозможности прогнозирования ситуации. Цветочный бизнес подвергся тому же воздействию, что и остальной рынок розничной торговли: спрос упал, а на цветы — катастрофически»,— говорит господин Трушин, прогнозируя снижение потребления на краткосрочную перспективу с восстановлением с 2021 года.