Обозреватель “Ъ FM” Петр Воронков рассказывает о том, кто, когда и как придумал игру в кости.
Фото: Alexander Demianchuk / Reuters
Фото: Alexander Demianchuk / Reuters
Самое время в условиях изоляции поговорить об играх. Как-то ведь нужно коротать время. Итак, сегодня кости или, как принято говорить в игровой среде, «дайсы» – самая древняя игра в мире. Когда-то люди полагали, что исход ее определяют боги. У римлян за результат броска отвечала дочь Юпитера Фортуна, у индийцев — боги Шива и Парвати, у ацтеков — Макильсочитль. С помощью костей делили земельные наделы, решали, кто получит наследство или даже трон, какой урожай будет в новом году и удачен ли окажется военный поход на соседнее государство.
Греческий поэт Софокл утверждал, будто кости изобрел грек Паламед во время осады Трои. А современник Софокла Геродот считал, что их придумали в Лидии во времена правления короля Атиса, когда случился голод, мор, и лидийцы смогли забыться лишь при помощи азартных игр.
Однако археологи полагают, что игральные кости значительно старше. И если родину нард, шахмат или манкалы примерно можно установить, с костями всё сложнее: раскопки свидетельствуют, что они были придуманы независимо сразу во многих культурах. Наверное, самую потрясающую партию сыграли тысячу лет назад два короля — норвежский Олаф II Святой и шведский Улоф. Произошло это при дележе острова Хизинген. Когда переговоры зашли в тупик, спорную территорию решили разыграть. Шведский король выбросил две шестёрки и уже возликовал было, когда норвежец метнул кости с такой силой, что одна раскололась. Целая кость и две половинки в сумме показали 13. Все присутствовавшие признали этот бросок победным, и остров достался Норвегии. Об этой игре можно рассказывать бесконечно, и мы как-нибудь обязательно продолжим…