Вирус проверяет прочность стали
Российские металлурги сокращают выплавку
Крупнейшие металлургические компании России, кроме НЛМК, показали в первом квартале снижение производства стали в годовом выражении. Сами металлурги считают, что во втором квартале ситуация станет еще сложнее, а цены на продукцию уже находятся «под давлением». Аналитики также ожидают сокращения производства, размер которого зависит от развития ситуация с коронавирусом.
НЛМК стал единственным металлургическим холдингом, увеличившим выпуск стали в первом квартале как в годовом выражении, так и в сравнении с четвертым кварталом прошлого года, следует из отчетов об операционных результатах основных компаний отрасли. В сравнении с четвертым кварталом компания увеличила выплавку на 11%, до 4,2 млн тонн, благодаря завершению капремонтов в доменном и сталеплавильном производствах. В годовом выражении результаты скромнее, но остаются положительными — рост на 1%. При увеличении продаж на 8% (до 4,5 млн тонн) по отношению к предыдущему кварталу группа показала снижение реализации на 2% к январю—марту 2019 года. Экспорт увеличивался за счет продаж в Турцию, поставки на рынок — благодаря реализации заготовки для нефтегазовых труб.
«Северсталь» снизила производство стали год к году на 6%, до 2,85 млн тонн, а продажи — на 3%, до 2,75 млн тонн. В сравнении с четвертым кварталом динамика положительная — рост на 5% и 4% соответственно. Доля экспорта стали в общем объеме продаж увеличилась до 45% с 41% в четвертом квартале прошлого года.
Выплавку стали и консолидированные продажи к четвертому кварталу 2019 года сократил и ММК — на 1,6%, до 3 млн тонн (продажи — на 1,3%, до 2,7 млн тонн) (.pdf). В годовом выражении снижение больше — до 2,7% при сохранении динамики продаж. Холдинг объясняет снижение показателей ремонтами на конвертерном производстве и плановой реконструкцией стана 2500. Влияния эпидемии в ММК ожидают во втором квартале, прогнозируя дальнейшее падение продаж и производства. Для сглаживания ситуации в пик распространения коронавируса холдинг планирует провести ремонт оборудования.
По прогнозам ММК, рыночная неопределенность и замедление деловой активности будут давить на мировые цены на металлопродукцию.
Металлурги уже сообщают о снижении цен на сталь из-за ряда факторов, включая волатильность цен на экспортном и внутреннем направлении и ослабление рубля.
«В первой половине квартала котировки росли на фоне оживления спроса и пополнения запасов. С середины квартала наблюдалось снижение цен как на сырье, так и на сталь в связи с влиянием мер по снижению последствий пандемии коронавируса»,— говорится в отчете НЛМК.
Ирина Ализаровская из Райффайзенбанка считает квартальные результаты металлургов неплохими. На них еще не оказало влияние падение спроса в ЕС и России, но, скорее всего, во втором квартале объемы продаж сократятся, считает аналитик.
Но существенного падения, полагает она, опасаться не стоит: «Производственный процесс непрерывен, и в случае консервации доменной печи ее перезапуск слишком дорог, а иногда невозможен. Поэтому металлурги, чтобы совсем не останавливать производство, будут проводить внеплановые ремонты и недорогостоящую модернизацию. Это, конечно, снизит объемы производства, но не так существенно, как может упасть спрос. Будут расти запасы. Если кризисная ситуация затянется, тогда, возможно, будет рассматриваться вопрос об остановке печей, но это крайний случай».
Борис Красноженов из Альфа-банка говорит, что операционные результаты металлургов совпали с ожиданиями рынка: «Мы наблюдаем снижение цен на сталь на ряде рынков в апреле, включая рынок США. Цены на российском рынке, скорее всего, последуют за динамикой мировых бенчмарков. Однако падение может быть ограничено достаточно высокими ценами на железорудное сырье и коксующийся уголь, которые составляют около 70% себестоимости неинтегрированных производителей стали».
Основным фактором неопределенности остается спрос — как на внутреннем, так и на основных экспортных рынках. «Наблюдается значительное снижение активности в строительной отрасли и ослабление спроса на недвижимость, также возможно замедление в реализации крупных инфраструктурных проектов»,— считает Борис Красноженов. По его мнению, это может привести к дальнейшему снижению загрузки мощностей.