Вирус победим, а слежку — нет
Эксперты опасаются, что тотальный контроль не закончится вместе с пандемией
Коронавирус стал не только проблемой номер один во всем мире, подвергнув системы здравоохранения стран колоссальным нагрузкам, но и прекрасной возможностью для властей внедрить и опробовать технологии слежения и контроля за гражданами. Коды, пропуска, мобильные приложения — всем этим сейчас пользуются как те, кого традиционно обвиняют в авторитарности, так и признанные сторонники демократических ценностей. Однако, говорят многие эксперты, опрошенные лондонской The Guardian, без ответа остается главный вопрос: будут ли правительства закрывать программы слежения за гражданами с помощью высоких технологий так же быстро, как их открывали.
В начале этой недели британский министр здравоохранения Мэтт Хэнкок объявил, что уже в скором времени жители Соединенного Королевства смогут при помощи своего мобильного телефона (а точнее, приложения, установленного на нем) выяснить, находится ли вблизи них в данный момент кто-то, зараженный вирусом COVID-19. Приложение, разработанное подразделением по инновациям Министерства здравоохранения, NHSX, будет предупреждать пользователя о том, что кто-то, сообщивший о симптомах, схожих с COVID-19, находится неподалеку от них. Приложение будет доступно, сообщил министр, уже в ближайшие несколько недель. Аналогичное приложение уже разработано в Нидерландах и, по словам тамошнего Министерства здравоохранения, будет более или менее эффективным, если его скачают 60% жителей страны.
Британская и нидерландская разработки — одни из тысяч, направленных так или иначе на то, чтобы контролировать передвижение или поведение граждан в условиях пандемии COVID-19. А Великобритания — одна из более чем двух десятков стран мира, которые активно используют такие разработки, практически не подвергаясь критике со стороны общества или правозащитников.
В Китае с начала этого года власти вовсю начали использовать БПЛА для идентификации людей, не носящих защитные маски.
Там же уже существующую систему распознавания лиц начали применять для выявления нарушающих санитарные нормы или карантин. Более того, компании-разработчики соревновались между собой в том, кто быстрее выведет на рынок новые камеры слежения и новое ПО, способные распознавать даже частично закрытые масками лица или одновременно с определением личности измерять на расстоянии температуру.
В Гонконге гражданам выдавали браслеты, передававшие данные на специальное приложение, в котором уже указан «карантинный адрес». В Сингапуре широкую популярность получило другое приложение — оно при помощи технологии Bluetooth фиксировало нахождение человека рядом с лицом, зараженным COVID-19, более определенного времени. Что еще важнее, разработчики приложения сделали его доступными для копирования и использования в других странах.
Приложения и технологии разрабатывались в самых разных странах, позволяя отслеживать передвижения людей (и нарушение ими карантина или других ограничительных мер) при помощи GPS-трекеров, данных мобильных телефонов, трансакций с помощью банковских карт или, как, к примеру, в Южной Корее, комбинации всех этих способов. Любые носимые устройства, включая фитнес-трекеры или «умные часы», как это было во Франции и Италии, мгновенно превратились в способ слежения и контроля. В Израиле на службу борьбы с нарушителями карантина были поставлены все силы (и все технические возможности) контрразведки «Шин-Бет».
Частные компании, прекрасно понимая конъюнктуру, предложили свои варианты. Сотовые операторы в европейских странах, наиболее пострадавших от коронавируса, таких как Италия или Испания, начали предлагать «тепловые карты» передвижений своих пользователей.
Все вводимые странами меры можно отследить на сайте Pandemic Big Brother. Главная цель сервиса — проследить, какая из стран, применявших средства для контроля за гражданами в эпоху пандемии, откажется от них после окончания кризиса. Ведь многие эксперты опасаются, что власти некоторых стран не устоят перед соблазном оставить тотальный контроль за гражданами в силе, а «большой брат» продолжит следить за всеми.
«У большинства этих мер нет установленного ограничения по срокам применения. Они могут стать, как говорится, новой нормой,— обеспокоен глава Лаборатории по гражданским правам Университета Торонто Рон Дайберт.— Я думаю, нам стоит быть крайне бдительными, чтобы убедиться, что введенные меры приемлемы, ведь в них кроется огромный потенциал для злоупотребления властью… это как 9 сентября на стероидах».
Еще один эксперт в этой области, последний еврокомиссар, представлявший Великобританию, Джулиан Кинг, отвечавший за безопасность, публично высказывает опасения по поводу отсутствия «обсуждения того, какое общество мы хотим иметь и какими ценностями мы дорожим».
Впрочем, даже если власти и будут готовы к тому, чтобы как можно скорее свернуть системы слежения после окончания чрезвычайной ситуации, остается вопрос безопасности передаваемых и сохраняемых данных. В этой связи показательна реакция одного анонимного собеседника The Guardian в Москве, комментировавшего начало работы системы выдачи QR-пропусков и последовавший за этим сбой в работе системы из-за огромного числа запросов. «Даже если работа наладится, уверенности в том, что им удастся сохранить приватные данные (получателей пропусков.— “Ъ”), нулевая».