Время сохранять камни
Уссурийские петроглифы, культурный памятник мирового значения, едва не исчезли с лица земли
В конце марта появилось ужасное сообщение: пропали петроглифы Сикачи-Аляна, которые только в декабре 2019 года правительство России отнесло к особо ценным объектам культурного наследия! Тут же, к счастью, оказалось, что новость фальшивая — но внимание к неолитическому памятнику было привлечено.
На берегу Амура, у национального нанайского села Сикачи-Алян, неприступной стеной лежат огромные базальтовые валуны — хранители тысячелетней истории древнейших народов, населявших суровый дальневосточный край. Эти валуны не что иное, как результат интенсивной вулканической деятельности, происходившей здесь около 15 млн лет тому назад. Раскаленные каменные глыбы катились по склонам горного массива и остывали в водах Амура, образуя хаотичное нагромождение в прибрежной полосе. Затем природа в течение долгого времени сглаживала пористые каменные грани, подготавливая их, как своеобразные полотна, для нанесения загадочных образов и знаков, многие из которых до сих пор не поддаются расшифровке.
Гипотеза, будто первоначально петроглифы Сикачи-Аляна были выполнены на скалах, которые впоследствии обвалились на амурский берег, не нашла подтверждения. Характер окатанности камней и расположения изображений указывает, что они выбиты именно уже на отдельно лежащих валунах. За сотни лет и тем более тысячелетия уровень воды в Амуре был подвержен значительным колебаниям, поэтому достоверного ответа на вопрос, на каком уровне по отношению к береговой линии находились камни с петроглифами, когда на них выполнялись изображения, нет. По письменным источникам первых исследователей петроглифов известно, что в конце XIX — начале XX века уже не всегда выпадала возможности осмотреть весь комплекс, поскольку многие камни находились под водой. И в настоящее время нечасто выпадает временной интервал, когда береговая полоса с валунами не затоплена и представляется редкий благоприятный случай для обследования основной массы обширного петроглифического комплекса. Такая возможность представилась в 2003 и в 2018 годах, когда на протяжении лишь одного летнего месяца уровень Амура у села Сикачи-Алян опускался до минусовых отметок -75 и -100 см при среднем многолетнем уровне в +200 см. Так что количество всех сикачи-алянских петроглифов можно установить лишь приблизительно, поскольку многие могут находиться под водой. На сегодняшний день в комплексе петроглифов Сикачи-Аляна зафиксировано 440 изображений на 125 базальтовых валунах и вертикальных плоскостях скальных обнажений.
Следы мифического народа
Первые сведения о наскальных рисунках Сикачи-Аляна стали известны в конце XIX века, по дневниковым записям русского востоковеда Палладия Кафарова и небольшой заметке в газете «Приамурские ведомости» штабс-капитана Петра Ветлицына. В зарубежной печати информацию об этих петроглифах опубликовал в 1899 году американский востоковед Бертольд Лауфер — участник этнологической экспедиции на Амур, организованной Американским музеем естественной истории. Лауферу так понравились амурские петроглифы, что он даже предпринимал попытки вывезти их с собой в Америку. В начале XX века интерес ученых к петроглифам на берегу Амура возрастает, валуны с загадочными изображениями посещают известный исследователь-натуралист Владимир Арсеньев, этнограф Лев Штернберг, которому удалось услышать от местных аборигенов древние сказания и легенды, как о самих петроглифах, так и о мифическом народе «ха», населявшем эти места много веков назад. В 1935 году петроглифы у села Сикачи-Алян обследовали участники Нижнеамурской археологической экспедиции Института этнографии АН СССР под руководством Алексея Окладникова. Были калькированы наиболее значимые рисунки, сделаны первоначальные выводы о стилях и временных рамках древних изображений.
С 1950-х годов началось планомерное научное изучение петроглифов Сикачи-Аляна под руководством того же Алексея Окладникова. Итогом огромной научно-исследовательской работы явилась монография Окладникова «Петроглифы Нижнего Амура», посвященная уникальным памятникам наскального искусства Приамурья.
Каменная личина
Время возникновения петроглифов Сикачи-Аляна включает довольно продолжительный исторический период от начального неолита XII–IX тыс. до н.э., до эпохи раннего средневековья VII–XIII вв. н.э. В эпоху неолита и раннего железного века петроглифы выбивались при помощи каменных орудий, а в средневековье наносились уже техникой резьбы или гравировки железным инструментом. Петроглифы довольно разнообразны по сюжетам и стилистике. Широко представлены изображения антропоморфных личин, зверей (лошади, лоси, тигры, кабаны, волк и др.), водоплавающих и лесных птиц, змей, стилизованных лодок, концентрических окружностей и различных неопределяемых знаков. Самое крупное и эффектное из всех наскальных изображений Сикачи-Аляна — это композиция, выполненная на горизонтальной плоскости обособленно лежащего валуна, состоящая из фигуры лося, в так называемом рентгеновском стиле, заполненная внутри орнаментом из завитков-спиралей и концентрических кругов, а также небольшого стилизованного изображения человека, стреляющего из лука в грациозного зверя. Доминирующее место в сикачи-алянских петроглифах, безусловно, занимают стилизованные антропоморфные изображения — личины. Их формы, заполнения и размеры очень разнообразны. Овальные, сердцевидные, трапециевидные, череповидные и соединения из этих нескольких форм, с ярко выраженным контуром и без него, а также рельефные личины, выполненные на схождении двух или трех граней камня. Многие личины внутри заполнены сложным орнаментом, состоящим из углов, треугольников, дуг или их сочетанием. Изображение личин дано в абстрактном виде, часто в орнаментальной схеме с фантастическими дополнениями. Не случайно при описании этих антропоморфных изображений употребляется слово «личина», которое обозначает не истинное лицо, а маску — искусственное поддельное лицо человека. В маске человек является в новой сущности, например, духом предка или животным, которых олицетворяет маска.
Говоря о маске как о представительстве мира духов в мире земных людей, нельзя не упомянуть о шаманизме. На Амуре происхождение шаманства связывают с мифическим священным древом «конгор дягда яло туйгэ», на котором вместо листьев росли шаманские принадлежности. Центральной фигурой этой древней религии являлся шаман — человек, обладающий способностью общаться с душами людей, а также духами-помощниками.
Кроме того, одной из основных функций шамана были проводы души умершего в загробный мир. Неотъемлемым элементом ритуального облачения шаманов всегда была маска. Имея маску на своем лице, шаман окончательно преображался в духа, становился посланником потустороннего мира. Существует мнение ученых, что именно здесь, на месте поселений древних людей и каменных лабиринтов с загадочными ликами, начиная с XIII тыс. до н.э. зародился своеобразный культовый центр, который продолжал свое существование необычайно продолжительное время.
Кормление камня
Почему же камни становились местом отправления культов и проведения ритуалов? Одухотворение окружающего мира, вера в то, что он заселен духами, которые могут воплощаться в камне, было свойственно различным народам древности. Твердость, извечность, неуязвимость камня была антитезой бренности жизни, хрупкости предметов и смены явлений. Мистическое олицетворение священности камня требовало дополнительного обозначения через ритуальную деятельность, поэтому ее зримым, долговременным и символическим воплощением становились наскальные изображения. С камнями люди разговаривали, приносили им пищу. За то, что их кормили, камни отплачивали людям помощью в разных делах, подманивали животных, чтобы человек мог на них успешно охотиться, отводили болезни, помогали в зарождении новой жизни. Обряды общения с сикачи-алянскими камнями были связаны с природными ритмами и повторялись весной и осенью, когда снижался уровень воды в Амуре и освобождались ритуальные площадки, а валуны с образами духов появлялись из реки, которая, в данном случае, возможно, представлялась мифической дорогой мертвых.
Несомненно, древние петроглифы, разнообразие их форм и загадочных сюжетных линий во многом оказали влияние на формирование нанайского этноса. Это прослеживается в традиционных обрядах, мифах, национальной одежде. К сожалению, древние традиции постепенно умирают, очень редко теперь можно увидеть совершение обрядов у магических валунов с петроглифами, да и то, проводятся они в основном для туристов и создания телевизионных сюжетов.
Они разрушаются
С годами не ослабевает интерес ученых к древним изваяниям на берегу Амура. Последние 15 лет на Сикачи-Аляне проходят совместные исследования Хабаровского краевого центра охраны памятников, Института археологии РАН и Лаборатории RSSDA, связанные с документированием петроглифов и их ландшафтного окружения, с применением современных методов и средств геоинформационных систем, спутниковой геодезии, аэрофотосъемки с беспилотных летательных аппаратов, лазерного сканирования, фотограмметрического моделирования. В рамках этих исследований удалось обнаружить целый ряд новых петроглифов, неизвестных ранее. Организатором и научным руководителем этих исследований всегда была Екатерина Георгиевна Дэвлет — талантливый ученый, крупнейший специалист в области изучения памятников наскального искусства. Благодаря ее огромным усилиям и неисчерпаемой работоспособности воплощались самые смелые и передовые идеи по изучению, документированию и сохранению петроглифов Амура.
Многолетний мониторинг состояния петроглифов на Сикачи-Аляне показал, что памятник интенсивно разрушается под воздействием природного и антропогенного факторов. Во время весеннего ледохода продолжается процесс перемещения и переворачивания базальтовых валунов с петроглифами. В результате значительных сезонных перепадов температур и колебаний уровня воды в Амуре прослеживаются негативные для петроглифов процессы заиливания валунов, покрытие изображений минеральными и органическими элементами, растрескивание и расслоение поверхности камней. Совершенно наглядна и очевидна необходимость проведения неотложных и эффективных мероприятий по сохранению и музеефикации сикачи-алянских петроглифов. За последние десятилетия разработано достаточное количество концепций и проектных решений по организации на базе петроглифов Сикачи-Аляна разного рода историко-культурных, музейных, этнографических и туристических центров, но из-за отсутствия финансирования все эти проекты и решения остались только на бумаге.
Особо ценный объект
Благодаря своей мировой известности еще в 2003 году петроглифы Сикачи-Аляна были включены в предварительный список ЮНЕСКО. Продолжительное время ведется непростая и кропотливая работа по включению Сикачи-Аляна уже в основной список всемирного наследия ЮНЕСКО. Важным шагом на этом пути стало в декабре 2019 года решение правительства признать уникальные петроглифы Сикачи-Аляна особо ценным объектом культурного наследия Российской Федерации. Это первый объект наскального искусства в России, удостоившийся такой высокой чести. Появилась надежда на сохранение такого ценного для нашего государства историко-культурного памятника.
Значение петроглифов Сикачи-Аляна для нас безгранично огромно. Сначала природа, а потом и руки древних художников сделали это место гармоничным соединением духовных и естественных начал. Окаменелые лики и сейчас остаются особо почитаемым и священным местом для коренных жителей национального села Сикачи-Алян. Сегодня как никогда назрела острая необходимость в осуществлении последовательной и эффективной программы действий, направленных на обеспечение сохранности, благоустройство, музеефикацию и охрану петроглифов Сикачи-Аляна. Пришло время не разбрасывать, а сохранять священные камни.