«Власть проявляет гибкость и меняет подход»
Депутат Мосгордумы Кирилл Щитов в эфире “Ъ FM” — о проверке цифровых пропусков в Москве
Второй день после введения обязательных цифровых пропусков в Москве пока что проходит без сбоев. 15 апреля из-за повсеместной проверки документов на въездах в столицу и в метро начался коллапс. Люди стояли в огромных очередях. В Кремле тогда назвали это «отладкой» системы. 16 апреля проверки стали выборочными. Как сообщил столичный дептранс, в час пик в метро скопления пассажиров не допустили. По их данным, проблем не было и на въездах в город. Сотрудники ГИБДД начали останавливать не каждую машину, как было 15 апреля, а лишь некоторые. В дептрансе отметили, что для усиления контроля пропусков их проверка будет осуществляться полностью в автоматическом режиме через «Тройку», «Стрелку» и социальные карты. Вводить систему будут поэтапно. Кроме того, пропуска будут проверять не полицейские, как это было 15 апреля, а контролеры. Произошедшее “Ъ FM” обсудил с депутатом Мосгордумы и главой комиссии по безопасности, спорту и молодежной политике Кириллом Щитовым.
— Можно ли говорить, что после случившегося 15 апреля коллапса, произошла оптимизация процесса?
— Мне кажется, что да. Мы говорили с коллегами, что, конечно, когда идет поголовная проверка каждого автомобиля или каждого входящего в метро, то, безусловно, тут неизбежны пробки и большие очереди.
Выборочная проверка — это нормальная практика, так как основная задача — прежде всего, профилактика.
И если человек понимает, что он может быть тем, кто попадет под эти меры, и за нарушение предусмотрен штраф, он лишний раз не будет выезжать. Конечно, 15 апреля был тяжелый пиковый день. Я со своей стороны, как председатель комиссии Мосгордумы по безопасности, хотел бы принести москвичам свои извинения за сложившуюся ситуацию.
Но все же надо к этому относиться с понимаем. 15 апреля было трудно, но коллапс преодолели. Мэр Москвы совместно с начальником московского главка МВД выработали совместный подход, чтобы осуществлять проверки выборочно. Мы ждем от департамента транспорта официальное заявление о введении систем автоматизированного контроля в общественном транспорте. С одной стороны, это серьезная мера, чтобы обеспечить москвичам безопасность с точки зрения сокращения распространения коронавируса за счет самоизоляции.
С другой стороны, это убережет москвичей от тех очередей, которые 15 апреля возникли на входе в метро.
Но самое главное, что власть проявляет гибкость, меняет подход, подстраивается под ситуацию и исправляет ошибки.
— Вы упомянули автоматизированную проверку пропусков в метро, хотелось бы понять, как это будет работать. Чисто теоретически даже непонятно, как можно привязывать карты «Тройка» к конкретным людям, если они изначально обезличены.
— Департамент транспорта обещал 16 апреля презентовать систему. Давайте дождемся, пусть они это продемонстрируют, а дальше можно будет это обсуждать. Я бы сейчас не забегал вперед.
— Как вы думаете, коллапс в метро — чей это прокол? Кто на самом деле виноват — полиция или те, кто придумал проверять пропуска у всех подряд и при этом не рассчитал объем пассажиропотока?
— Я бы не искал виноватых, потому что с точки зрения жителей ответственность несет власть в целом. И Мосгордума, и исполнительная власть, и полиция — мы все для горожан олицетворяем такой единый термин «власть», поэтому сейчас говорить, что это ответственность конкретного ведомства я бы не стал. Пандемия — это общая проблема, поэтому любые сложности, ошибки или перегибы, которые происходят, — это тоже на самом деле вопрос общей ответственности. Все-таки мы работаем в одной большой московской команде, где у каждого своя задача. Я бы сейчас не стал на кого-то одного взваливать эту ответственность, мне кажется, это неправильно. Поэтому я и принес извинения, хотя сам напрямую не связан с организацией процесса, не стою на входе в метро, но тем не менее я тоже чувствую себя сопричастным.
— Будут ли фиксировать нарушителей через дорожные камеры, раз власти хотят перейти на автоматизированную систему?
— Если говорить об использовании комплексов фото- и видеофиксации нарушений, значит, в федеральном законодательстве должны возникнуть изменения. В правила дорожного движения или в КоАП РФ должен попасть пункт о езде без цифрового пропуска. Поэтому пока я вижу возможность использования камер видеонаблюдения только через городскую систему. Это не дорожные системы фиксации, которые замыкаются в конечном счете на ЦОДД и ГИБДД, а городские — их 175 тыс. камер. То есть можно увидеть машину, отследить ее и на основании видеоматериалов дальше уже составить протокол, который будет основанием для того, чтобы применять меры административного воздействия — это достаточно трудоемкий процесс. Я пока не очень технически понимаю, как это можно реализовать.
Как, кому и зачем надо получать электронные пропуска в Москве и Подмосковье
— Была информация, что за день оштрафовали больше 2 тыс. человек. Как вы думаете, много это или мало? Сработает ли метод “кнута”?
— На самом деле если взять 2 тыс. от 12 млн москвичей, то это достаточно незначительная цифра — буквально 0,1%. Тем не менее то, что счет уже идет на тысячи, говорит о том, что контроль есть. Задача полиции — не оштрафовать поголовно всех, а создать заградитель, барьер, который бы не допускал нарушения режима самоизоляции. Поэтому я бы сказал, что 2 тыс. — это немного. Но все же это говорит о том, что система контроля в Москве работает повсеместно, и абсолютное большинство москвичей соблюдает правила, установленные указом мэра, и добросовестно выполняет требования самоизоляции и режима повышенной готовности.
— Уточните, пожалуйста, все-таки москвичей штрафуют по московскому закону или по федеральному — на 4 тыс. или на 15 тыс.?
— Москвичей штрафуют по ст. 3.18.1 столичного КоАП, автором которой я являюсь — это 4 тыс. руб. Речь о 15 тыс. не идет.
— Как автор этой поправки можете сказать, будут ли ужесточены меры, если москвичи перестанут соблюдать режим самоизоляции и постепенно все равно начнут оказываться на улице, несмотря на введенные штрафы.
— Пока таких мер административной ответственности мы с коллегами даже не обсуждали.