Общественность пошла за алкоголем
Правительству рекомендуют не поддерживать отрасль и закрыть профильные магазины
Общественная палата рекомендует правительству отказаться от поддержки алкогольной отрасли и закрыть алкомаркеты. Эти идеи были выдвинуты на прошедших на днях онлайн-слушаниях «О мерах антиалкогольной политики государства в период пандемии и всероссийского карантина и противодействия контрафактному алкоголю в регионах». Ряд регионов и так в условиях эпидемии стали ограничивать продажи алкоголя, что встретило резкое сопротивление отрасли и вопросы федеральных властей. Участники рынка подчеркивают, что запреты не заставят граждан меньше пить, а лишь дадут толчок к расширению нелегальных продаж.
Общественники обеспокоились увеличением потребления алкоголя российскими гражданами, находящимися в самоизоляции из-за пандемии коронавируса. Слушания по проблеме провела 14 апреля комиссия ОП РФ по физкультуре и популяризации здорового образа жизни.
«Три основных стимулирующих фактора повлияли на чрезмерное потребление алкоголя.
Первый — ложные новости в СМИ о том, что алкоголь спасает от коронавируса. Органы, которые должны были заниматься разъяснительной работой, работают не на полную катушку,— отметил член комиссии, руководитель проекта ''Трезвая Россия'' Султан Хамзаев.— Второй фактор — самоизоляция, людям нечем заняться дома. Третий — работающие алкомаркеты и ''наливайки'', в то время как множество организаций, в том числе предприятия общепита, закрыты». Все это, по мнению главы «Трезвой России», приведет к росту преступности, бытовых конфликтов, смертности населения. А тем временем, по его словам, «активизировалось алкогольное лобби, представители которого предлагают легализовать онлайн-продажи».
Законопроект, разрешающий продажи спиртного через интернет, Минфин предложил правительству еще в октябре 2019 года. Обсуждение вопроса активизировалось после начала мероприятий по самоизоляции. Идею поддерживают не только участники рынка, но и, например, глава Сбербанка Герман Греф. Минфин предлагает разрешить продажи поэтапно — сначала компаниям, у которых уже есть лицензии на производство или оптовую торговлю алкоголем.
Господин Хамзаев требует не просто заблокировать эту идею, но и отказать во включении производителей алкоголя (многие из которых сейчас также разворачивают выпуск дезинфицирующих жидкостей) в перечень системообразующих предприятий, продолжающих работать и претендующих на помощь от государства. Спиртное уже начало подпадать под антивирусные ограничения в регионах. Так, в Забайкальском крае ввели полный запрет на продажу алкоголя, который, впрочем, продержался лишь пять дней. В других субъектах сокращали часы торговли спиртным.
Глава отдела экономического анализа Росалкогольрегулирования Евгений Горохов, подчеркнув, что выражает личное мнение, заявил, что не согласен с идеей ограничить продажу алкоголя: «Полный запрет приведет к тому, что люди начнут искать замену». Он привел в пример Карелию, где был введен запрет на продажу алкоголя после 14:00. В ответ люди выстроились в очереди, чтобы закупиться впрок, время пришлось продлить до 16:00. В начале апреля игроки алкогольного рынка обращались к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой рекомендовать регионам снять ограничения.
По данным ЕГАИС, в первом квартале и марте существенного роста продаж алкоголя не наблюдалось.
Так, объем реализации водки в рознице в первом квартале составил 16,87 млн дал против 16,97 млн дал годом ранее, в марте — 5,931 млн дал против 5,935 млн дал в марте 2019 года. Незначительный рост в других категориях, таких как вино, виски и ром, был связан с высокой долей импортной продукции и желанием потребителей запастись ею впрок на случай подорожания из-за падения рубля. Спикер Совфеда Валентина Матвиенко сообщила, что на первой нерабочей неделе выросли продажи водки «из-за нехватки дезинфицирующих средств».
«В любой социально-экономический кризис в России и других странах обязательно растет потребление алкоголя в пределах 10%,— сообщил “Ъ” директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Виктор Дробиз.— Но, как правило, в России растет потребление крепкого и падает потребление вина и пива».
Эксперт предположил, что в связи со снижением платежеспособности населения уже в апреле продажи в легальном секторе рынка могут упасть и без ограничений.
Но это не значит, что граждане станут меньше пить. В России около 30% продаж спиртного приходится на нелегальный алкоголь, добавляет президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев. Любые ограничения на реализацию алкоголя, по его мнению, приведут к росту доли нелегальной продукции, особенно с учетом того, что «инфраструктура для этого давно сформирована». Господин Косарев отмечает, что из десяти регионов, которые первоначально ввели ограничения на продажу спиртного, разобравшись в ситуации, эти меры оставили только четыре, остальные же приняли решение об отмене.