Пустыня мечты

Вышел фильм о фестивале Coachella

Вчера в калифорнийском городе Индио должен был завершиться очередной фестиваль Coachella — самый авторитетный и влиятельный музыкальный форум в США. Фестиваль перенесли на октябрь, но публика не осталась без зрелища — на YouTube вышел фильм «Coachella: 20 лет в пустыне». Борис Барабанов считает, что этот фильм не только музыкальная энциклопедия, но и учебник для организаторов фестивалей. Осталось только, чтобы он кому-нибудь пригодился.

Фестиваль Coachella в жаркой Калифорнии стал альтернативой дождливому и слякотному Glastonbury

Фото: Reuters

Духовным отцом фестиваля Coachella был Гэри Товар, глава компании Goldenvoice, устраивавший в 1980-е самые громкие панк-концерты в Калифорнии. В 1991 году Товара посадили за торговлю марихуаной. Главный рассказчик в фильме «Coachella: 20 лет в пустыне» — его бывший коллега Пол Толлетт. И в нынешних обстоятельствах рассказы Товара, Толлетта и их коллег воспринимаются как мастер-класс для тех, кто верит, что после того, как «все кончится», фестивали на 200 тыс. человек вернутся в нашу жизнь.

История Coachella — история неочевидных решений. В первой половине 1990-х самая влиятельная группа Америки Pearl Jam искала нового партнера после конфликта с билетным гигантом Ticketmaster. Goldenvoice предложили Pearl Jam сыграть на поле для поло в жаркой долине Коачелла недалеко от городка Индио, что в 200 км от Лос-Анджелеса. Зато над этой площадкой не был властен Ticketmaster. Pearl Jam собрали 25 тыс. зрителей. Это один из ценных уроков команды Coachella: за любимым артистом фаны поедут куда угодно.

В 1999 году Goldenvoice пришли к идее фестиваля в теплой Калифорнии, который был бы для артистов альтернативой престижному, но дождливому и слякотному Гластонбери. Идея Толлетта назвать фестиваль Coachella не вызвала энтузиазма ни у кого из его партнеров. Но это еще полбеды. Рекламная кампания стартовала через неделю после фестиваля в честь 30-летия Вудстока, который был омрачен беспорядками и поджогами. Никто не верил, что на этом фоне люди захотят ехать на фестиваль.

Первая Coachella собрала 37 тыс. зрителей. Но организаторы понесли убытки. О коммерческой состоятельности стало возможно говорить, когда концертный гигант AEG предложил Goldenvoice управлять недавно открытым залом Staples Center, впоследствии — домом «Лос-Анджелес Лейкерс» и церемоний Grammy. AEG купил Goldenvoice, и у Толлетта появился мощный союзник. И все же на окупаемость фестиваль вышел лишь в 2004 году. Еще один урок команды Coachella: не рискуй своими деньгами.

Новаторским решениям команды Coachella нет числа. Они первыми объединили на одной афише рок, хип-хоп и электронную музыку. Первыми стали делать трансляции в YouTube, что не только не снизило, но даже подхлестнуло продажи билетов. Первыми начали проводить фестиваль в два уикенда с одинаковым составом. Первыми привлекли кинозвезд: Розанна Аркетт брала интервью у музыкантов для видеотрансляций, а Идрис Эльба крутил пластинки. Первыми сделали акцент на реюнионах, в число которых вошли исторические возвращения Pixies и Bauhaus. Выступление голограммы Тупака Шакура на Coachella вывело фестиваль за рамки музыкального события, об этом говорили все. Наконец, в 2019 году по просьбе Канье Уэста на поле насыпали искусственный холм, где он провел «Воскресную службу» с участием сотен танцоров и госпел-певцов. Это полностью изменило лицо фестиваля как жанра.

Организаторы Coachella ломали не только музыкальные, но и социальные стереотипы. До них фестиваль под открытым небом существовал в общественном сознании в виде события, где белые длинноволосые ребята и девушки слушают белых длинноволосых парней с гитарами. На Coachella впервые сделали хедлайнерами хип-хоперов и электронщиков, а главное шоу в истории фестиваля — это выступление Бейонсе 2018 года. Шоу темнокожей поп-певицы. Границ больше не было. В 2019 году хедлайнерами стали девушки из k-pop-группы Blackpink. А в 2020 году на фестивале должна была выступить группа «Ленинград».

«Coachella: 20 лет в пустыне» — фильм о мечте. Самый пессимистичный прогноз для концертной индустрии сегодня состоит в том, что до 2021 года нет смысла ждать ее возрождения. Но это не значит, что мы должны перестать мечтать.

Вся лента