Чертова дюжина карантинов
В Ленобласти усилены меры по противодействию коронавирусу в тринадцати населенных пунктах
В Ленобласти снова ужесточают меры по противодействию распространению коронавируса. Они касаются 13 населенных пунктов региона, в которых быстрее всего растет число заразившихся COVID-19. Контролировать соблюдение правил карантина гражданами и противоэпидемического режима компаниями на их территории будут патрули, куда войдут полицейские, чиновники и волонтеры. У юристов возникают вопросы по поводу практической реализации нововведений.
Губернатор Александр Дрозденко вчера подписал постановление «Об усилении мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции на территории Ленобласти». Документ усиливает санитарно-эпидемиологические мероприятия и контроль режима самоизоляции граждан в 13 населенных пунктах региона. В список вошли Всеволожск, Кудрово, Мурино, Новосергиевка (Всеволожский район), Выборг, Перово, Гончарово, Первомайское, Рощино (Выборгский), Пикалево (Бокситогорский), а также Гатчина, Тихвин и Тосно. Выбрать эти города, деревни и поселки власти решили потому, что число заразившихся коронавирусной инфекцией в них прибавляется ежедневно, пояснил Александр Дрозденко.
«В данных населенных пунктах будут созданы оперативные группы в составе ГУ МВД, областных и местных администраций, народных дружинников, волонтеров, которые будут контролировать соблюдение правил карантина не только предприятиями, но и жителями»,— пояснил Александр Дрозденко. Он подчеркнул, что речь идет и о контроле режима самоизоляции граждан.
Чиновников правительства Ленобласти наделили полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 20.6.1 КоАП РФ «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения». Они вместе с муниципальными властями также имеют право приостанавливать деятельность предприятий — нарушителей противоэпидемического режима, а также должны контролировать качество дезинфекции подъездов и общественных пространств.
Сотрудникам полиции и ГИБДД при участии чиновников регионального правительства постановление рекомендует проводить выборочные проверки транспорта на въезде и выезде из указанных населенных пунктов.
По состоянию на 16 апреля в Ленобласти заражение коронавирусом лабораторно подтверждено у 330 человек, 32 из которых выявлены вчера. Большинство заболевших зафиксировано во Всеволожском районе. Девять человек выздоровели.
1 апреля президент России Владимир Путин подписал закон о поправках в КоАП, устанавливающий ответственность за нарушение противоэпидемических правил. Сумма штрафа за нарушение режима самоизоляции — от 1 тыс. до 30 тыс. рублей, карантина — от 15 тыс. до 40 тыс. рублей. Если нарушение нанесет вред здоровью других людей, штраф может достигнуть 300 тыс. рублей, аналогичное действие с умыслом становится уголовно наказуемым.
В Ленобласти уже несколько раз усиливали меры по борьбе с пандемией. В начале апреля жителей населенных пунктов, где были обнаружены заболевшие, обязали самоизолироваться (см. “Ъ” от 03.04.2020). Граждане не должны покидать свой город, деревню или поселок. Исключения составляют командировки, поездки на работу и по состоянию здоровья. Тогда контроль над соблюдением режима в основном лежал на народных дружинниках, которых не хватало, объяснял “Ъ” глава администрации Всеволожского района Андрей Низовский.
Александр Дрозденко также анонсировал введение локального режима ЧС на территории некоторых населенных пунктов с заболевшими. На этой неделе заместитель председателя правительства региона по безопасности Михаил Ильин сказал, что пока делать этого не планируется.
«Если это будут отдельные дружины, без полицейских, непонятна их функция. У волонтеров нет прав даже на составление протокола, а полномочия органов исполнительной власти в этом ключе также ограниченны: они не могут никого никуда доставлять и задерживать. Если же отряд будет с представителем полиции, непонятно, зачем там нужны дополнительные люди, учитывая основную позицию властей, сводящуюся к минимизации социальных контактов»,— отмечает адвокат правозащитного проекта «Апология протеста» (сейчас оказывает юридическую помощь привлеченным к ответственности за нарушение самоизоляции.— “Ъ”) Александр Передрук. По его словам, без пояснений в постановлении остался вопрос о том, как будут контролировать самих волонтеров: будет ли проводиться их тестирование на коронавирус и как часто оно будет происходить. «Например, вдруг среди них окажется инфицированный, который в ходе патрулирования кого-то заразит? Понятно, что от этого не застрахован никто. Однако, если в случае с полицейским будет доказана причинно-следственная связь, что в заражении было виновато должностное лицо, человек сможет потребовать компенсации от государства, а если это просто волонтер? Государство должно само справляться с этими функциями»,— заключает Александр Передрук.
В ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти не ответили на звонки “Ъ”.