Самозанятым не хотят портить эксперимент
Госсовет Татарстана добивается отмены обязательной маркировки продукции небольших производителей
Как стало известно “Ъ”, парламент Татарстана предложил изменения в федеральное законодательство, которые позволят самозанятым избежать обязательной маркировки своей продукции. Ранее о послаблениях в этой части предприниматели просили президента республики Рустама Минниханова. Он опасался, что маркировка заставит вернуть самозанятых «в тень». Пока проект направлен в Госдуму на предварительное «нулевое чтение». Решение о его поддержке не принято. Оператор системы «Честный знак» настаивает, что маркировка для небольших производителей не понесет больших затрат, которые возвратятся с прибылью «в результате повышения конкурентоспособности и снижения нелегального оборота».
О том, что в Татарстане подготовили законопроект о «полной отмене» маркировки продукции, которую производят самозанятые, “Ъ” сообщил глава комитета Госсовета по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин. Авторами документа стали депутаты от «Единой России»: вице-спикер парламента Марат Ахметов, глава комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Лутфулла Шафигуллин и его заместитель Ринат Гайзатуллин, а также сам господин Якунин и его заместитель Камиль Нугаев. Госсовет уже направил документ в Госдуму на «нулевое чтение». После консультаций с федеральным центром депутаты Татарстана намерены запустить «официальное рассмотрение» проекта, сказал Леонид Якунин.
Напомним, новый специальный налоговый режим на профессиональный доход был введен с 1 января 2019 года в четырех регионах-донорах: в Татарстане, Москве, Московской и Калужской областях. В эксперименте участвуют граждане, которые получают доход от своей деятельности, но при этом не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам. Согласно принятому закону, самозанятые освобождаются от НДФЛ, но обязаны платить 4% с дохода от работы с физлицами и 6% — с организациями (совокупный доход не должен превышать 2,4 млн руб. в год). Самозанятые регистрируются в качестве налогоплательщиков с помощью мобильного приложения «Мой налог». В 2020 году к новому налоговому режиму присоединились еще 19 регионов. В республике зарегистрировано около 68 тыс. самозанятых.
Действующее законодательство запрещает самозанятым реализовывать продукцию, подлежащую обязательной маркировке. Закон о такой маркировке (нанесению цифрового кода Data Matrix на товары) вступил в силу в 2019 году. Специальный код позволяет отследить путь продукции от производства до реализации конечному потребителю. В список подлежащих маркировке товаров правительство включило предметы верхней одежды, парфюмерию, обувь. Список постоянно расширяется.
Леонид Якунин считает, что если власти не снимут ограничения для самозанятых, то «мы эксперимент испортим». «Ущерб не подсчитывался, но он не только финансовый, а моральный. Мы говорили, что 10 лет ничего вам менять не будем, а тут маркировка продукции, которую они производят»,— сказал депутат. По словам господина Якунина, продукция самозанятых не должна подлежать маркировке. «Иначе получается, что им нельзя этим заниматься или придется тратить дополнительные деньги: покупать оборудование, маркировать все»,— сказал “Ъ” депутат.
Ранее вопрос обязательной маркировки поднимался на совете по предпринимательству при президенте Татарстана Рустаме Минниханове. Тогда эксперт Виталий Лосюгин сделал прогноз, что в будущем «девять из десяти самозанятых попадет под закон о маркировке»: «Им нужно будет перейти в индивидуальные предприниматели. В таком виде маркировка обойдется, по самым скромным подсчетам, в 40 тыс. руб.». Он предложил разработать упрощенную форму маркировки в приложении «Мой налог». «Для самозанятых шансов вообще нет»,— отреагировал тогда господин Минниханов, попросив спикера Госсовета Фарида Мухаметшина подготовить изменения в российское законодательство. «Только что мы запустили эту систему (регистрацию самозанятых.— “Ъ”), а уже столько препон появляется. Столько желающих обложить их капканами. Делают все, чтобы они ушли в серый рынок»,— указал президент.
В то же время в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ; оператор системы маркировки товаров «Честный знак») не видят угрозы для бизнеса самозанятых. «ЦРПТ стремится сделать переход на маркировку максимально простым и незатратным для малого бизнеса. Подключение к системе является бесплатным, операционные инвестиции зависят от размера бизнеса, для небольшого магазина это несколько тысяч рублей. Малые производители могут заказывать коды прямо со своего компьютера и вручную клеить их на продукцию»,— сообщили “Ъ” в пресс-службе центра. В ЦПРТ подчеркнули, что «даже незначительные затраты на маркировку — это инвестиции, которые легальные предприниматели вернут с прибылью в результате повышения конкурентоспособности и снижения нелегального оборота».
В Госдуме пока не ознакомились с предложениями Татарстана. Член думского комитета по бюджету и налогам Айрат Фаррахов сообщил “Ъ”, что «существует правовая коллизия», которую «надо решить»: «С одной стороны, закон установил, что самозанятые не могут заниматься продукцией, подлежащей обязательной маркировке. С другой стороны, перечень таких товаров формирует правительство и возможности самозанятых постоянно снижаются»,— указал парламентарий. Он выступил против того, чтобы маркировка была на те товары, которые «самозанятые изготавливают традиционно». В то же время он считает, что из-за распространения коронавирусной инфекции власти пока не будут расширять перечень продукции, которая подлежит маркировке. «Сейчас не до этого»,— пояснил он “Ъ”.
Партнер юридической компании «НАФКО» Павел Иккерт отметил, что в адрес Минпромторга по этому вопросу уже ранее обращалась «Опора России». «Самозанятым, которые, как правило, не только продают, но и самостоятельно производят продукцию, маркировка не по карману. Им проще вообще не выходить из тени и вести свою деятельность по старинке, нежели при дополнительных расходах на маркирование еще и выплачивать налог»,— считает эксперт. Он полагает, что если власти согласятся с предложением Татарстана, то увеличится число «легализованных самозанятых».