Мигранты стали заложниками коронавируса
Почему хостелы для рабочих часто становятся очагами распространения заболеваний
В Ленинградской области проверяют хостелы и общежития после массового заражения мигрантов коронавирусом. Особое внимание власти уделяют местам, где проживают рабочие, занятые на стройках. В четверг стало известно, что из-за инцидента в пригороде Санкт-Петербурга возбудили уголовное дело. У 123 жильцов хостела для мигрантов обнаружили коронавирус, а само учреждение закрыли. Много ли подобных заведений в стране? И как власти следят за распространением коронавируса среди мигрантов? Разбирался Александр Рассохин.
Деревня Новосергиевка всего в двух километрах от Санкт-Петербурга и, буквально, в 10 минутах езды от торгового центра «Мега Дыбенко». ТЦ сейчас реконструируют, а иностранные рабочие, всего почти 500 человек, занятые на стройке, до последнего времени проживали в Новосергиевке, в хостеле для трудовых мигрантов.
Но после жалоб местных жителей выяснилось, что гостиница нелегальная, и там очаг заболевания коронавирусом. Заражены уже более 100 человек, рассказала корреспондент “Ъ” в Санкт-Петербурге Марина Царева:
«Когда Роспотребнадзор первый раз приходил с рейдом в этот хостел, они настоятельно рекомендовали принять все меры по дезинфекции, по расселению людей в другие места, чтобы не заразились все жители этого хостела. Но ничего этого не было сделано. Там очень мало место, все жили по восемь человек в комнате, если не больше».
Хостел закрыли, рядом с ним разбили палаточный городок для больных, а следователи возбудили уголовное дело за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, которое привело к массовому заражению. По закону, виновному грозит до двух лет тюрьмы. Но юристы, опрошенные “Ъ FM”, предполагают, что суд ограничится штрафом, и наказать могут владельца хостела. Другое дело, что часто такие учреждения организуют сами строительные компании. И подобные хостелы не редкость.
Например, год назад в Южнопортовом районе Москвы в таком же заведении была вспышка кори. Но гостиницу для трудовых мигрантов так и не закрыли, подчеркивает депутат Мосгордумы Павел Тарасов. По его словам, нужно усиливать давление на стройкомпании.
«Если ты берешь наемную силу из людей, которые не могут себе обеспечить нормальные условия проживания, ты должен нести полную ответственность за все, что происходит с этими работниками. Про это почему-то у нас разговор вести не хотят. Потому что это ответственность не маленького человека, которого безнаказанно можно шпынять, а это ответственность крупных организаций, которые делают очень крупные деньги, в том числе на экономии на зарплатах, на условиях работы», — подчеркнул депутат.
Хостелы для трудовых мигрантов не редко становятся очагами распространения заболеваний. Например, из-за случая в Новосергиевке, число инфицированных в Ленинградской области увеличилось в полтора раза. Но и сами трудовые мигранты в непростой ситуации. Часто они банально не могут получить медицинскую помощь, хотя по закону имеют право на это, рассказала руководитель портала Migranto.ru Светлана Саламова:
«Скорая помощь отказывается к ним выехать, аргументируя тем, что у них нет страховки, или просто никак не аргументируя.
Плюс не все иностранные граждане знают, как правильно пользоваться полисами ДМС, многие думают, что достаточно просто прийти в поликлинику местную. То есть они не знают, что нужно звонить по номеру страховой компании.
Получив один раз отказ, уже дальше не стараются выяснять ситуацию».
Вероятно, многие мигранты были бы рады вернуться домой, но границы закрыты. Другие надеются заработать в России, чтобы прокормить свои семьи на родине. В таких реалиях власти должны оказать поддержку иностранным рабочим, ведь от их состояния зависит и здоровье россиян, подчеркивает директор группы исследований миграции и этничности РАНХиГС Евгений Варшавер, который на следующей неделе должен направить свои рекомендации в администрацию президента. В первую очередь, необходимо информировать людей, как действовать в случае заражения, а также помогать с жильем и едой.
«Мигранты должны им платить дополнительные порядка 5 тыс. в месяц за патент. Это такой авансовый налог за право находиться и работать в России. В этой ситуации самое мудрое решение отменить этот налог временно», — уверен Евгений Варшавер.
Впрочем, дойдут ли руки властей до помощи мигрантам — вопрос открытый. Однако отказываться от иностранного труда, судя по всему, не планируется. Многие строительные площадки продолжают работать.
В России, по информации ООН, насчитывается около 12 млн иностранных рабочих. Основная часть — приезжие с Украины, из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.