«Аэрофлот» не летит за границу
Что делать пассажирам, у которых билеты уже куплены
«Аэрофлот» приостановил продажи билетов на международные рейсы. Оформить покупку можно только на даты после 1 августа. Однако в авиакомпании просят не искать в этом прогнозов по времени возобновления международного авиасообщения.
Это решение чисто техническое, заверила официальный представитель компании «Аэрофлот» Юлия Спивакова:
«Мы приняли решение приостановить продажу билетов до тех пор, пока не появится определенность со сроками возобновления международного воздушного сообщения.
Решение это техническое. Оно совершенно не означает фактическую отмену рейсов.
Тем самым мы хотим снизить нагрузку на наш контакт-центр и на офисы продаж, которые сейчас постоянно заняты новыми циклами перебронирований. И также особо отмечаем, что искать в этом решении некие прогнозы по возобновлению международных перевозок не стоит. Самолеты могут подняться в воздух и раньше, в зависимости от того, когда мы получим соответствующее разрешение».
Авиаперевозчики попросили власти узаконить различные варианты замены денежной выплаты за пропавшие билеты. Они просят разрешить возврат ваучерами, милями, в рассрочку, с учетом того, что отрасль находится в фактически разрушенном состоянии. С таким предложением несколько дней назад Международная ассоциация гражданской авиации обратилась к правительствам стран-участников ассоциации. Письмо подписали S7, «Аэрофлот», «Уральские авиалинии» и Utair. Но для пассажиров предложенные варианты будут невыгодны, полагает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Федор Борисов:
«Предложение сейчас конвертировать те деньги, которые пассажир потратил в какие-то ваучеры, и потом предложить на эти деньги что-то купить — эта мера не оправдана, поскольку мы понимаем, что сейчас основные меры, которые будут по преодолению экономического кризиса, они будут носить монетарный характер. Скорее всего, будет смягчение денежной политики, иначе говоря — ремиссия и, соответственно, инфляция. Поэтому, когда мы говорим о том, что авиакомпания обещает эти деньги вернуть, то мы понимаем, что к осени, к зиме это могут быть уже совершенно другие деньги. И вы на эти деньги уже не улетите туда, куда вы хотели улететь, потому что билет может стоить уже в два раза дороже. Поэтому в этой ситуации перекладывать на пассажира риски, пассажир не является кредитной организацией, поэтому, в моем понимании, компромиссом может быть здесь обязательства перевезти пассажира по этому же направлению. Если пассажиру это не нужно, тогда в соответствии с законодательством, эти деньги нужно возвращать».
Однако далеко не все пассажиры готовы перенести свои путешествия с лета на осенний или зимний сезон. Кроме того, замена даты полета вряд ли устроит тех, кто покупал билеты под какую-то конкретную встречу, переговоры или событие. Так, например, москвичка Анна Никитина планировала в начале мая слетать в Дублин буквально на сутки, специально, чтобы попасть на концерт любимой группы. Теперь она просит «Аэрофлот» вернуть ей стоимость билетов.
«Я не хочу ваучер, я хочу вернуть свои деньги. Когда Россия ограничила авиасообщение с другими странами, она оставила рейсы в столицы других стран. Собственно, мои рейсы тоже были активны, их не отменяли. Хотя ехать мне в Дублин уже было не зачем, потому что я собиралась на концерт, который в итоге, естественно, тоже отменили. И вот вчера я получила несколько сообщений в почту от "Аэрофлота", а потом они мне еще и позвонили, сказали, что мои рейсы, наконец-то, отменили. Это был такой подарок. Потому что теперь есть больше шансов вернуть деньги за свои билеты, чем я бы пыталась это сделать с рейсами, которые не были отменены. Так вот мои рейсы отменили, мне написали, что я могу полностью вернуть все средства, потраченные на билеты до конца этого года»,— рассказала Анна Никитина.
Авиационная отрасль в условиях закрытых границ оказалась одной из самых пострадавших. И единственный способ ее поддержать — это прямые денежные вливания из бюджета. По этому пути идут правительства многих стран, подчеркнул директор агентства «Инфомост» Борис Рыбак:
«Та бизнес-модель, по которой работают авиакомпании, основана на большой глубине продаж. И сейчас, как следствие у компании абсолютно нет денег ни для того, чтобы вернуть пассажирам, которые купили на послеующие даты, ну, и на все остальные действия. Именно поэтому единственный способ справиться с этой ситуацией в том, чтобы обеспечивать прямое субсидирование авиакомпаний в период этого вынужденного простоя, то есть прямые денежные вливания, которые не связаны ни с какими обременениями. То есть в Америке выделено $25 млрд на действия авиакомпаний, им просто придут деньги, понимая, что они никуда не полетят, а просто для того, чтобы они могли осуществлять свою жизнедеятельность, не впадая в коматозное состояние. К сожалению, никаких других способов нет — ни налоговые льготы, никакие другие льготы в данном случае не работают».
Напомню, что Россия приостановила регулярное и чартерное авиасообщение с другими странами с 27 марта. Исключение составляют вывозные рейсы, а также грузовые, почтовые, санитарные и гуманитарные рейсы.