Право на отказ
Подпавшие под мораторий на банкротство смогут отказаться от его применения
Правила моратория на банкротство решили изменить. Госдума РФ одобрила во втором чтении поправки, дающие возможность подмораторным должникам разрешить кредиторам себя банкротить. Также решили отменить норму о ничтожности большинства сделок, совершенных в период моратория компаниями из перечня правительства. Юристы поддерживают поправки, отмечая, что теперь законодатель занялся исправлением ошибок, допущенных из-за поспешности принятия закона.
Меньше чем через две недели после введения правительством РФ полугодового моратория на банкротство отдельных категорий должников в его правила потребовалось внести поправки. Напомним, мораторий действует с 4 апреля и предполагает, что начисление неустоек и взыскание долгов с юрлиц, указанных в перечне правительства (проверить можно здесь https://service.nalog.ru/covid/index.html), приостанавливаются, а кредиторы не могут их обанкротить. Сами компании из списка при этом не лишались права заявить о своей несостоятельности.
Поправки, принятые в пятницу Госдумой во втором чтении, дают возможность любому подпадающему под мораторий лицу отказаться от его применения и позволить кредиторам инициировать банкротство.
Для этого нужно опубликовать соответствующие сведения на «Федресурсе». Если же правительство РФ продлит мораторий, то отказ утрачивает силу, но в этом случае можно отказаться повторно.
«Главная польза от этих изменений — подтверждение того, что мораторий вводится без разбора, но применяется все-таки избирательно,— указывает председатель ''Банкротного клуба'' Олег Зайцев.— Эти поправки прямо разрешили платежеспособным должникам не применять мораторий». Эту норму, добавляет господин Зайцев, можно рассматривать и в обратной ситуации: «Если платежеспособность должника очевидно не может быть восстановлена, потому что он разорился не из-за пандемии и отмена карантина ему не поможет, а также в случае, если контролирующие компанию лица вывели из нее все активы, то к такому должнику тоже не должен применяться мораторий, и таких лиц вполне может ждать субсидиарная ответственность». Впрочем, юрист полагает, что должников, желающих отказаться от распространения на себя моратория, будет немного.
Второе важное изменение, одобренное Госдумой,— признание утратившей силу нормы о ничтожности почти всех совершенных в период моратория сделок должника.
Изначально правила о моратории предполагали признание ничтожными всех имущественных и обязательственных (кроме обычных хозяйственных) сделок должника (из перечня правительства), совершенных в период моратория, если их цена превышает 1% стоимости активов. Юрист BMS Law Firm Владимир Шалаев отмечает, что поправки о моратории принимались в ускоренном режиме и тогда «экспертное сообщество выражало опасения в законодательном урегулировании ничтожности сделок, совершенных лицом, в отношении которого введен мораторий». Теперь эта ошибка исправлена, а норма отменена, констатирует господин Шалаев. Господин Зайцев поддерживает это решение, указывая, что такое условие «сильно затрудняло попытки таких должников воспользоваться предоставленной мораторием возможностью спасти свой бизнес». Ранее юристы в беседе с “Ъ” высказывали опасения, что это может осложнить получение финансирования подмораторным должником, а контрагенты могут и вовсе отказаться с ним работать (об оценках юристами моратория на банкротство см. “Ъ” от 27 марта).