Часы подвели Baselworld
Базельская ярмарка лишилась последней опоры
В пятницу пришло известие о том, что часовое подразделение LVMH — Bvlgari, TAG Heuer, Zenith и Hublot — вслед за другими главными часовыми марками покидают Базельскую ярмарку. Baselworld лишается последней опоры, следующим коммюнике, скорее всего, будет сообщение о ее отмене — на год или навсегда. 103-летняя ярмарка находится на грани гибели, считает главный редактор «Стиль. Часы» Алексей Тарханов.
Вслед за Rolex с Tudor, Patek Philippe, Chanel и Chopard, которые три дня назад объявили о решении покинуть Baselworld, часовые марки LVMH собираются c 2021 года выставляться в Женеве в дни Watches & Wonders (бывшего SIHH).
«Нам нелегко покидать эту более чем столетнюю ярмарку, которой были верны наши дома. Однако очевидно, что в данной ситуации мы должны реагировать быстро. Перед нами возможность переосмыслить формат и содержание одного из ключевых событий часового года, которое представляло собой как серьезную коммерческую задачу, так и рычаг влияния для наших брендов. Мы приложим все усилия, чтобы присутствовать вместе с другими важными домами в Женеве в апреле 2021 года»,— говорит Стефан Бьянки, глава TAG Heuer и руководитель часового подразделения LVMH.
Для Базельской ярмарки это завершение процесса, начавшегося в 2018 году c решения крупнейшей часовой группы Швейцарии Swatch Group покинуть Базель. С тех пор список дезертиров рос, а среди вновь пришедших мало на кого можно было всерьез рассчитывать.
Последним успехом команды менеджеров Baselworld стала готовность Dolce & Gabbana Group принять участие в ярмарке 2020 года.
Но не успели они прийти на ярмарку, в этом году отмененную из-за эпидемии, как с нее съехали практически все ее важнейшие обитатели.
Еще в 2018-м главную аллею Halle 1, первого зала, не пустевшего ни при каких поворотах событий, открывали бренды LVMH, продолжали Rolex и Tudor слева, Patek Philippe напротив, затем в том же порядке Chanel и Chopard. Следом начинался целый городок брендов Swatch Group, а за ними открывались Breitling, Corum, Seiko. Никого из них не осталось. Опустел грандиозный выставочный дворец спроектированный притцкеровскими лауреатами Жаком Герцогом и Пьером Де Мероном и выстроенный MCH Group в 2011—2013 годах. Он стоил бешеных 430 млн франков, что дополнительно взвинтило аренду — за это хозяев ярмарки проклял на прощание глава Swatch Group Ник Хайек.
Вместе с Baselworld пострадает и город Базель, в котором в дни ярмарки плясали от радости владельцы отелей (номера выкупались за год и стоили в пять-десять раз дороже, чем обычно), ресторанов, таксисты, организаторы вечеринок. А еще эскорт-девицы, готовые день и ночь веселить спустившихся с гор часовщиков, и карманные воры, съезжавшиеся в Базель на свою рабочую неделю.
«Пока в Базеле плачут, в Женеве откупоривают шампанское»,— пишут швейцарские газеты.
Количество часовых марок, которые будут здесь выставляться, уже удвоилось — и это только начало. Не очень понятно, правда, каким образом город сможет быстро ответить этому росту. С одной стороны, в городском выставочном комплексе Palexpo, где более 20 лет проводится SIHH, недавно освободились места, ведь и Женеву покинули часовщики из Audemars Piguet, Van Cleef & Arpels и Richard Mille. С другой — салон SIHH изначально был заповедником марок группы Richemont (A. Lange & Sohne, Cartier, Jaeger-LeCoultre, Panerai, Piaget, Vacheron Constantin и др.). В последние годы к ним присоединились марки группы Kering (Girard-Perregaux и Ulysse Nardin), но не факт, что они с таким же радушием встретят столь мощных конкурентов, как Rolex, Tudor, Patek Philippe, Chanel, Chopard и LVMH. Вероятно, поможет то, что многие марки (Rolex, Tudor, Patek Philippe) имеют штаб-квартиры и производство в Женеве, то есть обладают собственными выставочными площадями, но город явно ожидает логистическая головоломка. Многие опасаются, что здесь переймут скверные привычки Базеля.
«Объединение всей швейцарской часовой индустрии в одном месте, Женеве, исторической столице часового искусства, и общая для всех дата события — прекрасная возможность наконец-то возродить сектор, в котором появилось слишком много разногласий и расхождений интересов,— заявляет Жан-Кристоф Бабен, генеральный директор Bvlgari.— Мы с нетерпением ждем поездки в Женеву в апреле 2021 года, хотя нам еще предстоит определить условия нашего участия, которые мы уточним в ближайшие недели».
Жан-Кристоф Бабен и его коллеги из LVMH в этом году сорвали банк.
Они единственные успели провести в январе свой собственный часовой салон Watch Days в Дубае. Как он сам говорит, «отсутствие традиционных часовых ярмарок заставило нас в 2020 году предпринять тактические инициативы, необходимые в краткосрочном планировании, но нежелательные в более длительной перспективе». Он словно бы признает, что дубайский эксперимент был удавшейся, но авантюрой. Подразумевается, что LVMH теперь будет заниматься собственной выставочной программой на долгосрочной основе. У марок, собирающихся в Женеву, впереди год для того, чтобы организовать новый салон или серию новых салонов. Остается ожидать разве что того, что и сам Baselworld переедет на берега Женевского озера — в качестве разорившегося бедного родственника.