К знаниям сквозь заочную скважину
Вузы готовы начать следующий учебный год на дистанции от студентов
Ряд российских вузов, выяснил “Ъ”, из-за ситуации с распространением коронавирусной инфекции готовы начать новый учебный год в онлайн-формате, некоторые из них уже прорабатывают такой вариант развития событий. Накануне глава Минобрнауки Валерий Фальков не исключил, что в случае сохранения неблагоприятной инфекционной обстановки в сентябре студенты продолжат дистанционное обучение. Однако в таком случае, предупреждают руководители университетов, практические и лабораторные занятия придется перенести, а расписание скорректировать, чтобы студенты получили возможность отдохнуть от компьютера. О снижении стоимости обучения в случае отказа от очных занятий речи не идет — вузы и без того несут издержки.
Глава Минобрнауки Валерий Фальков не исключил, что если до осени сохранится неблагоприятная обстановка из-за коронавируса, новый учебный год в вузах может начаться в онлайн-режиме. Как выяснил “Ъ”, к такому варианту развития событий готовятся многие российские университеты и институты.
Все опрошенные “Ъ” представители вузов заявили, что технически готовы к такому сценарию.
«Мы и сегодня обеспечиваем образовательную деятельность в онлайне, но не могу сказать, что я очень этому рад,— заявил, например, “Ъ” ректор РЭУ им. Плеханова Виктор Гришин.— То, что мы делаем,— не от хорошей жизни, мы преодолеваем кризис. Если он продлится, то лучше обучать онлайн, чем заочно». «МГУ полностью перешел на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий с 17 марта,— заявили “Ъ” в пресс-службе вуза.— Поэтому если потребуется опять продолжить новый учебный год исключительно в дистанционной форме, то Московский университет уже готов».
Университет готов к тому, чтобы начать учебный год дистанционно, говорит проректор Томского государственного университета (ТГУ) по образовательной деятельности Евгений Луков: «Но сложность в том, что на сегодняшний день не на всей территории России одинаково качественный интернет. А если в семье трое детей и один компьютер, двое учатся в школе и один поступил в университет, то им придется делить компьютер. И возможности учиться у них будут уже не те».
Сложнее всего придется первокурсникам, которые в случае старта учебного года в дистанционном формате будут лишены возможности личного контакта с одногруппниками и преподавателями, считают в Тюменском государственном университете (ТюмГУ) и в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики (ИТМО). Кроме того, могут возникнуть сложности с дисциплинами, которые невозможно освоить дистанционно — практикумы по биологии, химии, физике, проектные работы у студентов школы дизайна,— обращают внимание в пресс-службе НИУ ВШЭ. В этом году из-за перехода в онлайн вузу пришлось перенести более 3% таких занятий на следующий учебный год. «В случае продления дистанционного обучения для нас проблемой будет необходимость повторного переноса части практических и лабораторных занятий, в большей степени это касается инженерных направлений подготовки, которые дистанционно реализовать невозможно на данный момент»,— заявила “Ъ” проректор по образовательной деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета (СПбПУ) Елена Разинкина.
При этом онлайн-обучение потребует серьезной корректировки образовательного процесса.
«Расписание должно учитывать, что студенты все время находятся онлайн — ставить пары подряд неправильно, перемены должны быть больше, чтобы студенты могли отдохнуть от компьютера,— указывает Евгений Луков из ТГУ.— Да и для преподавателей гораздо тяжелее провести четыре пары в онлайне, чем в аудитории».
При этом снижать стоимость обучения в случае продления дистанционного формата в вузах не планируют. «Действующие нормативные акты не предусматривают различий между стоимостью дистанционного и традиционного обучения»,— заявила “Ъ” и. о. проректора по образовательной деятельности ТюмГУ Елена Тумакова. «Cтудентам и преподавателям приходится в условиях дистанционного обучения трудиться больше, учиться стало сложнее, но при этом качество обучения в нашем университете остается стабильно высоким и не снижается,— считает директор департамента образования СПбГЭТУ ЛЭТИ Сергей Галунин.— Вместе с тем, если создавшаяся ситуация сильно затянется и финансовая картина будет оставаться напряженной, администрация вуза готова будет обсуждать этот вопрос». Университеты с переходом на дистанционные технологии обучения несут не меньшие, а большие издержки, говорят в ВШЭ. «Например, стоимость реализации образовательных программ ВШЭ увеличилась на 20%,— заявили “Ъ” в пресс-службе вуза.— Финансовых инвестиций потребовала и организация дополнительных сервисов по прокторингу (удаленному контролю действий студента в обучающей среде). Были разработаны дополнительные онлайн-курсы и методические материалы к ним в цифровом формате, а также расширен доступ к цифровым библиотечным ресурсам. Инвестиций потребовало и экстренное развертывание служб ИТ-поддержки пользователей, и закупка дополнительной техники для удаленной работы преподавателей».