В аэропорт Абакана пришла «Эра»
Компания готова инвестировать в него 1,18 млрд рублей
«Эра Групп», контролирующая аэропорт Красноярска, вложит в аэропорт Абакана 1,18 млрд руб. На эти средства планируется провести комплексную реконструкцию терминалов аэропорта. Компания приобрела 22,3% акций аэропорта осенью прошлого года, впоследствии доля может быть доведена до 52,3%. Компанию на рынке связывают с предпринимателем Олегом Дерипаской, в «Базэл Аэро» категорически отрицают связь с бизнесменом. Участники рынка считают странным время заявления с учетом падения пассажиропотока в аэропорту, который и так обслужил в прошлом году всего 209,8 тыс. человек. Продажа может быть связана со стремлением властей поддержать предприятие во время кризиса.
В аэропорт Абакана будет инвестировано 1,18 млрд руб. Об этом 17 апреля объявили в правительстве Республики Хакасия. В первоначальном варианте сообщения говорилось, что инвестором выступит «Базэл Аэро» Олега Дерипаски, контролирующее три южных российских аэропорта: Сочи, Краснодара и Анапы. Позже название компании в сообщении минфина республики было изменено на «Эра Групп».
«Эра Групп» контролирует аэропорт Красноярска, в котором «Аэрофлот» до пандемии коронавируса планировал создать региональный хаб и разместить часть своего флота. В июне 2015 года ПАО «Красноярская ГЭС», принадлежащее «Евросибэнерго» (входит в En+ Олега Дерипаски), приобрело 51% акций компании за 4,05 млрд руб., победив в конкурсе у ООО «Емельяново-Инвест» (принадлежало «Аэропортам регионов» Виктора Вексельберга) и ООО «Аквамарин» Романа Троценко (контролирует «Новапорт»).
В «Базэл Аэро» отрицают причастность предпринимателя как к аэропорту Абакана, так и к компании «Эра Групп». В холдинге говорят, что структуры господина Дерипаски вышли из числа ее учредителей несколько лет назад.
Аэропорт Абакана за прошлый год обслужил 209,8 тыс. человек, что на рынке считается низким показателем. Управляющая компания аэропорта — ОАО «Аэропорт Абакан» — в 2019 году получила прибыль в размере 20 млн руб. Участники рынка говорят, что инвестиции в аэропорт начинают окупаться при пассажиропотоке 1 млн человек в год. Аэропорт существенно проигрывает крупным аэропортам соседних регионов — Красноярска, который за 2019 год обслужил 2,5 млн пассажиров, и Новосибирска (базовый для S7), обслужившему 6,8 млн человек.
В сообщении минфина Республики Хакасия говорится, что «Эра Групп» предлагает направить на реконструкцию терминалов 500 млн руб., из которых 300 млн руб. пойдут на реконструкцию международного терминала. Инвестор рассчитывает увеличить пассажиропоток в 2,5 раза, до 500 тыс. человек в год.
Также компания ожидает, что будут открыты прямые рейсы из Абакана в Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Владивосток и Хабаровск. «Эра Групп» рассчитывает на увеличение числа стыковочных рейсов через Абакан и привлечение к полетам в аэропорт лоукостера «Победа».
«Инвестор претендует на приобретение 30-процентного пакета акций»,— говорится в релизе республиканского минфина. Решение о продаже доли и инвестициях будет принято после обсуждения в Верховном совете Хакасии.
В «Эре Групп» подтвердили факт ведения переговоров. «Правительству были представлены варианты и направления развития в рамках новой концепции стратегии. Основной целью новой стратегии является повышение эффективности аэропорта и туристического потенциала, а также интеграция региона в общий туристический комплекс “Енисейской Сибири”. С учетом необходимости в масштабных инвестициях для дальнейшего развития аэропорта акционерами рассматриваются различные варианты по поиску источников финансирования для реализации намеченных планов»,— сказали в компании. Представитель компании утверждает, что она владеет 22,3% акций аэропорта с осени 2019 года.
Собеседники “Ъ” в аэропортовых холдингах-конкурентах считают странным решением как выбор аэропорта, так и объявление об инвестициях во время обвала пассажиропотока, который делает невозможным расчет периода окупаемости проекта. Неопределенность добавляет и повышенная волатильность курса рубля.
Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, предполагает, что правительство Хакасии на фоне дефицита бюджета задумалось о его пополнении и продаже части региональных активов.
«В настоящее время приход частного инвестора в небольшой аэропорт может спасти коллектив и поддержать стабильную работу авиапредприятия,— полагает он.— Также это привлекло бы инвестиции в развитие аэропорта, находящегося в центре перспективного туристического региона».