Ходы на длинные дистанции
Онлайн-турнир Магнуса Карлсена собрал звездный состав участников
Стартовавший в минувшие выходные шахматный онлайн-турнир Magnus Carlsen Invitational обречен стать довольно значительным событием для спорта не только потому, что из-за коронавируса он в принципе испытывает жуткий дефицит событий любой значимости. У этих состязаний слишком сильный состав участников. В него целиком попала первая пятерка мирового рейтинга, но и остальные три гроссмейстера — персонажи интересные.
Шахматы, конечно, выглядят жанром, идеально приспособленным к тому, чтобы, ну нет, не безболезненно, но более или менее купируя потери, переживать такие времена, какие весь мир переживает сейчас, в силу своей специфики. Где еще настолько часто используется виртуальная площадка? Но на самом деле до сих пор онлайн-активность в шахматах, если говорить об уровне профессиональном, сводилась все-таки к соревнованиям, заметным лишь довольно узкой категории фанатов. Едва ли многие знают, что, вообще-то, существует такой проект, как Pro Chess League, а в его рамках друг против друга играют два с лишним десятка команд, часто привлекающих настоящих звезд. Или что уже после того, как коронавирус, по сути, уничтожил весь реальный, не замешанный на компьютерных играх спорт, в шахматах продолжала теплиться жизнь — в виде тех самых онлайн-состязаний. Но опять же не настолько видных, чтобы какому-то серьезному изданию пришло в голову уделить ему внимания больше чем на пару сухоньких строчек.
Magnus Carlsen Invitational в этом смысле гигантский прорыв, обеспеченный магнетизмом, авторитетом чемпиона мира Магнуса Карлсена, который в принципе является лицом современных шахмат. Маловероятно, что кому-нибудь, кроме норвежца, удалось бы запустить такой турнир: полдюжины коммерческих партнеров, призовой фонд в размере €270 тыс., вообще-то, достойный традиционного — в офлайн-режиме — супертурнира (победителю полагается €70 тыс.), ну и состав тоже достойный.
В нем восемь шахматистов, включая всю топ-пятерку текущего рейтинга Международной шахматной федерации (FIDE): помимо самого Карлсена ее представляют американец Фабиано Каруана, китаец Дин Лижэнь, россиянин Ян Непомнящий и француз Максим Вашье-Лаграв. Вся четверка в марте рубилась в кандидатском турнире в Екатеринбурге, выявляющем претендента на титул, соперника норвежца в очередном чемпионском матче, который был остановлен после первого круга. Непомнящий и Вашье-Лаграв на перерыв ушли лидерами.
И остальные три гроссмейстера — неслучайные персонажи. Голландец Аниш Гири, тоже попавший в кандидатский турнир, замыкает рейтинговую десятку. Американец Хикару Накамура, матерый шахматный боец, еще недавно был не просто в десятке, а рядом с верхушкой.
Вроде бы слегка портит картину Алиреза Фирузджа — он за пределами двадцатки, рейтинг относительно невелик на фоне знаменитостей. Но Фирузджа как раз, может быть, самый интересный участник турнира.
Ему всего 16 лет. Играет в данный момент под флагом FIDE, имея статус беженца. С родным Ираном порвал отношения в конце прошлого года, понимая, что запрет местных властей встречаться с израильтянами может погубить карьеру.
Но приглашение на проект Магнуса Карлсена — совсем не аванс молодому вундеркинду, принявшему сложное решение, круто меняющее жизнь. Фирузджа с точки зрения результатов вполне соответствует амбициям Magnus Carlsen Invitational. На московском чемпионате мира по быстрым шахматам, перед которым он сбежал из Ирана, этот парень финишировал вторым вслед за Карлсеном. А буквально на прошлой неделе пересекся с норвежцем в финале онлайн-турнира Banter Blitz Cup, и на этот раз взял верх. Кажется, тот успех и предопределил его появление на турнире, на порядок более звучном.
И надо учесть, что на Magnus Carlsen Invitational играют как раз в любимом Фирузджа режиме. Это не «классика», а быстрые шахматы и блиц, в котором он одержал самую громкую пока победу в карьере. Формат турнира предусматривает семь туров группового этапа с матчами из четырех партий в рапид и так называемым армагеддоном (это когда белым дается пять минут на партию, а черным — четыре, зато при ничьей присуждается выигрыш) на случай равенства по их итогам. «Армагеддон» и принес Карлсену успех в стартовом туре в противостоянии с Накамурой. За групповым этапом следует play-off — полуфиналы для четверки лучших, а за ними — матч за третье место и финал. На этой стадии добавляется «прослойка» между рапидом и «армагеддоном» — партии в обычный блиц в «овертаймах».
В общем, это все должно быть зрелищно. Такие жесткие игры в последнее время в шахматах в тренде, и Магнус Карлсен еще пару лет назад говорил о том, что хотел бы, чтобы их «удельный вес» в шахматах, даже в чемпионском цикле, в котором царит «классика», был бы повыше.
Хотя важнее, видимо, для него, особенно если иметь в виду неопределенность со сроками пандемии, как следует оттестировать кое-что, что до сих пор здорово мешало онлайн-шахматам приблизиться по востребованности у элиты к «живым». Речь о системах античитинга. Удаленка — это ведь всегда сомнения насчет того, насколько самостоятельно играют люди. На Magnus Carlsen Invitational вроде бы применяется какая-то продвинутая античитинговая система, и, например, все локации, где находятся участники, оборудованы несметным количеством видеокамер. Отсутствие скандалов, намеков на них по ходу турнира тоже ведь можно будет считать прорывом.