Миллионы Меллона
История жизни олигарха, министра финансов и филантропа
Классическая американская история о том, как амбициозный и талантливый юноша из бедной семьи упорным трудом достигает славы и богатства — это не про Эндрю Меллона. Такой путь проделал его отец Томас Меллон — сын бедного фермера, который стал адвокатом, затем судьей, а выйдя в отставку, организовал банк T. Mellon & Sons. Эндрю Меллон, родившись в богатой семье, упорным трудом стал сверхбогатым, невероятно богатым, безумно богатым. А оказавшись в преклонном возрасте на посту министра финансов, помог разбогатеть миллионам жителей США.
Сын, брат, дядя
Эндрю Уильям Меллон родился в 1855 году в Питсбурге в семье банкира. В 17 лет он бросил университет, который, к слову, в свое время окончил его отец, и занялся бизнесом — строительством, продажей лесоматериалов и угля. Год спустя отец взял его на работу в семейный банк. Это был 1873 год — год биржевого краха и финансового кризиса. Кризис лишил семью Меллонов части ее капитала, но банк выстоял. В 1874 году размер депозитов в банке превысил докризисный уровень. Эндрю внес большой вклад в спасение семейного бизнеса. Отец это оценил и в придачу к зарплате стал платить ему пятую часть годовой прибыли банка.
В 1882 году Томас Меллон решил отойти от управления банком, передав его 26-летнему Эндрю. Впоследствии банк получил новое название — Mellon Bank. В 1887 году совладельцем и вице-президентом банка стал Ричард Битти Меллон, младший брат Эндрю. Совместными усилиями братья превратили свое предприятие в крупнейшее банковское заведение США за пределами Нью-Йорка.
Распределение ролей между братьями сохранилось до конца их жизни. Их доли в том или ином бизнесе могли быть равными, они вместе общались с деловыми партнерами, и все же Эндрю был старше и главнее. Последнее слово всегда оставалось за ним.
Семья Эндрю Меллона
В 1880-е годы бизнес братьев Меллон рос — вначале за счет создания новых банковских структур и приобретения уже существующих. Вместе с другом и деловым партнером семьи Генри Фриком Эндрю Меллон приобрел контроль над Pittsburgh National Bank of Commerce — национальным банком, имевшим право эмиссии банкнот.
Деловые интересы Эндрю Меллона вскоре вышли за пределы банковской сферы. С поразительным чутьем он раз за разом угадывал, когда именно и в какой сектор бизнеса следует вкладывать деньги.
В 1883 году Эндрю Меллон стал директором Питсбургской нефтяной биржи. Вместе с другом семьи полковником Джеймсом Гаффи он стал сооснователем и совладельцем двух газодобывающих компаний — Westmoreland & Cambria Gas Company и Southwest Pennsylvania Natural Gas Company.
В 1889 году Уильям Меллон, племянник Эндрю, заинтересовался нефтяной промышленностью. Взяв кредит у дяди Эндрю и дяди Ричарда, он занялся разведкой и добычей нефти в штате Пенсильвания. Первоначально добытую нефть Меллоны продавали компании Standard Oil Джона Рокфеллера, фактически являвшейся монополистом нефтяного рынка. Но довольно быстро Эндрю Меллон пришел к мысли о том, что наибольшую прибыль можно извлечь, занимаясь всем сразу — добычей, транспортировкой, переработкой и продажей нефти.
Принцип Эндрю Меллон скромно назвал «система Меллона»: следует контролировать все этапы производства — от сырья и его переработки до продажи готового продукта. Свою «систему» он применял во всех сферах бизнеса, за которые брался.
Уже к 1891 году Меллонам удалось выстроить почти всю технологическую цепочку. Единственной остававшейся проблемой была транспортировка. Железнодорожные компании требовали слишком высокую плату, а то и вовсе отказывались перевозить нефть Меллонов. В 1892 году за счет еще одного кредита от дядей племянник построил нефтепровод, ведущий к нефтеперерабатывающему заводу, а в 1893 году закончил создание интегрированной структуры, ориентированной в первую очередь на французских и английских покупателей. Standard Oil всячески препятствовала развитию конкурирующего бизнеса (вплоть до подкупа уголовников, которые мешали строительству нефтепровода, устраивая драки со строителями днем и ломая нефтепровод ночью). В итоге Меллоны вынуждены были продать свой нефтяной бизнес Рокфеллеру, неплохо, впрочем, на этом заработав. Они получили от Standard Oil $4,5 млн (примерно соответствует современным $128 млн). По подсчетам Эндрю, создание нефтяной корпорации стоило около $2,5 млн (примерно $71 млн в современных деньгах).
В 1901 году в Техасе было обнаружено грандиозное нефтяное месторождение Спиндлтоп, с открытием которого в штате началась нефтяная лихорадка. Антитрестовские законы штата запрещали Standard Oil Джона Рокфеллера заниматься его разработкой. Главными игроками на этом месторождении стали Джозеф Каллинан, создавший компанию Texaco, и партнеры-предприниматели Джон Галли и Джеймс Гаффи, получившие от Меллонов кредиты на общую сумму $300 тыс. Старый знакомый Меллонов Гаффи создал вместе с ними корпорацию J. M. Guffey Petroleum Company. Эндрю, Ричард и Уильям, скупив большую часть ее акций, взяли компанию под свой контроль. Через несколько лет после открытия месторождения Спиндлтоп объем добычи на нем резко снизился. В то же время в штате Оклахома были открыты новые перспективные запасы нефти, но для их разработки требовалось серьезное финансирование. По мнению Меллонов, Гаффи хорошо искал нефть, но плохо управлял компанией. Они выкупили принадлежащие Гаффи акции, отстранили его от руководства и реорганизовали компанию. Фирма получила новое название — Gulf Oil Corporation. Эндрю Меллон занял пост президента компании. В срочном порядке был построен нефтепровод из Оклахомы к Мексиканскому заливу. Gulf Oil стремительно развивалась, став одной из «Семи сестер» — крупнейших нефтяных монополий США.
Драгоценный металл по доллару за фунт
Одно из самых успешных бизнес-решений в своей жизни Эндрю Меллон принял в 1889 году. Тогда в банк T. Mellon & Sons обратились за кредитом представители компании Pittsburgh Reduction. Генеральный менеджер компании Артур Дэвис перед началом переговоров достал из кармана и положил на стол перед Эндрю Меллоном серый шарик. Шарик был изготовлен из алюминия — самого дорогостоящего на то время металла в мире. Компания Pittsburgh Reduction производила алюминий. Ее главный технический специалист Чарльз Мартин Холл разработал процесс извлечения окиси алюминия (глинозема) из бокситов. В колледже Холл слышал от своего профессора химии такие слова: «Если кто-нибудь сумеет изобрести процесс, с помощью которого можно будет производить алюминий в промышленных масштабах, он не только окажет великое благо человечеству, но также заработает себе огромное состояние». Холл загорелся идеей стать этим человеком. Он разработал способ получения алюминия с помощью электролиза и получил на него патент. Благодаря использованию его технологии себестоимость производства фунта алюминия снизилась с $115 до $8.
Молодой компании Pittsburgh Reduction, выражаясь современным языком, стартапу, катастрофически не хватало оборотных средств. Ей нужно было срочно выплатить $4 тыс. по кредиту, взятому в другом банке. Именно такую сумму представители компании просили у Меллонов. Эндрю и Ричард молча выслушали посетителей и попросили зайти на следующий день. Перед новым визитом братья Меллон осмотрели небольшой алюминиевый завод компании.
На следующий день Эндрю Меллон, поверивший в перспективы алюминия, вместо $4 тыс. предложил Pittsburgh Reduction $25 тыс.— на развитие производства. Он также купил небольшой пакет акций компании — 60 штук по $100 за акцию. Благодаря установленным на заводе новейшим моторам и станкам себестоимость алюминия упала до $1 за фунт. Вскоре Pittsburgh Reduction была завалена заказами. Нужен был новый завод, большего размера. Он был построен на кредит от Меллонов на земельном участке, принадлежащем Меллонам. Эндрю вошел в совет директоров компании, а после смерти одного из основателей фирмы стал ее президентом. Параллельно с ростом производства алюминия рос пакет акций компании, принадлежащий братьям Меллон. В 1894 году им принадлежало 12,35% Pittsburgh Reduction, в 1917 году — 26,73%, в 1920 году — 35,22%.
В 1901 году компания стала производить алюминиевую посуду под брендом Wear-Ever, моментально ставшую безумно популярной у домохозяек США.
В 1907 году неожиданно выяснилось, что название Pittsburgh Reduction носит еще одна питсбургская компания, занимающаяся уборкой и вывозом мусора. Алюминиевая компания была переименована в Aluminum Corporation of America (Alcoa). Она существует до сих пор и является третьим по величине в мире производителем алюминия. В соответствии с «системой Меллона» она занимается и добычей бокситов, и их переработкой, и производством и продажей алюминиевых изделий.
Эндрю Меллон занимался коксом, углем, железом, сталью, цветными металлами и строительством. Среди фирм, которые он кредитовал или акциями которых владел,— New York Shipbuilding Corporation, Standard Steel Car Company, Westinghouse Electric Corporation, Pittsburgh Coal Company, Koppers, Union Steel Company.
Одно время он был президентом и членом совета директоров более чем 60 компаний.
Во многих компаниях он применял один и тот же кадровый принцип — поставить на руководящие посты профессионалов своего дела, передоверить им производственные решения и не допускать их смещения, владея контрольным пакетом акций компании.
В конце 1920-х годов капитал Эндрю Меллона составлял, по разным оценкам, $300–600 млн ($4,5–9 млрд на современные деньги). Богаче его были только два человека в США — Джон Рокфеллер и Генри Форд.
Министр-рекордсмен
В 1920 году президентские выборы в США выиграл республиканец Уоррен Гардинг. Формируя администрацию, он предложил занять пост министра финансов Эндрю Меллону. Оклад министра финансов составлял $12 тыс. в год (примерно соответствует 160 тыс. современных долларов). Для третьего по богатству человека в Америке эта сумма не была особо крупной. Но 65-летний Меллон принял предложение.
На посту министра финансов Эндрю Меллон пробыл почти 11 лет — с 4 марта 1921 года по 12 февраля 1932 года. За всю историю США только два человека занимали этот пост дольше — Альберт Галлатин (1801–1814) и Генри Моргентау (1934–1945).
Меллон был министром финансов при трех президентах — Уоррене Гардинге, Калвине Кулидже и Герберте Гувере. В Белом доме даже шутили: «Три президента служили при министре финансов Меллоне».
В то время, когда он принял министерский пост, экономика США находилась в состоянии упадка после Первой мировой войны. Очевидной первоочередной задачей был вывод ее из кризиса. Вскоре после вступления в должность, 11 апреля 1921 года, президент Гардинг созвал внеочередную сессию Конгресса. Новый министр финансов Эндрю Меллон в своем выступлении на сессии заявил, что для экономического роста и восстановления довоенного уровня жизни населения необходимо радикальное ослабление налогового бремени. Он утверждал, что сверхвысокие налоги приводят к бегству капитала из страны, богатым людям выгоднее инвестировать свои средства за рубежом и искать законные способы укрыться от уплаты налогов.
Частично его предложения по снижению налогов были утверждены. Был отменен введенный во время войны налог на сверхприбыль. Была снижена ставка подоходного налога при сохранении прогрессивной шкалы. Особенно заметно было снижение для самых богатых американцев. В 1921 году максимальная ставка подоходного налога составляла 73% и применялась к тем, кто заработал более $1 млн в год. При заработке от $500 тыс. до $1 млн ставка налога равнялась 72%, при заработке $300–500 тыс.— 71%, при заработке $200–300 тыс.— 68%. С 1922 года все, кто заработал свыше $200 тыс., должны были заплатить подоходный налог в размере 58%. Это была максимальная ставка. Для подавляющего большинства работающих подоходный налог снизился на 1%. Для лиц с самыми низкими заработками были введены налоговые вычеты. $1 тыс. в год — для одиночек, $2,5 тыс. в год — для супружеских пар и глав семьи (при чистом доходе семьи свыше $5 тыс. в год вычет снижался до $2 тыс.), $400 — за каждого несовершеннолетнего иждивенца.
Политику смягчения налогового бремени Меллон проводил на протяжении всего своего пребывания на министерском посту.
Чем ниже ставки налога, тем больше доходы бюджета — утверждал он. Меньшие налоги могут привести к большей собираемости, как сниженные цены могут привести к росту объема продаж. В качестве примера он приводил ценовую политику Генри Форда, чьи прибыли выросли после того, как резко снизилась цена автомобиля (с $3 тыс. до $380) и столь же резко выросли продажи.
Программа снижения подоходного и корпоративного налогов и сокращения расходной части бюджета, принятая в 1924 году, получила название «план Меллона».
В общей сложности при Меллоне налоговые ставки снижались шесть раз. Во время последнего снижения в 1929 году максимальная ставка налогообложения опустилась до 24% — для зарабатывающих свыше $100 тыс. в год. Для тех, чьи годовые заработки не превышали $4 тыс., ставка налога стала составлять 0,5%.
Для защиты американских фермеров были увеличены пошлины на импорт сельхозпродукции. Согласно закону Фордни—Маккумбера 1922 года, средний уровень импортных тарифов достиг 38,5%. Благотворное влияние на экономику оказал и Федеральный закон о шоссе 1921 года, и началось строительство и улучшение дорог по всей стране — с целью создания общенациональной сети связанных между собой шоссе.
Меллон был убежденным противником федерального налога на наследование. Два его главных аргумента против этого налога выглядели так. Во-первых, налог на наследство — это фактически налог на капитал. Во-вторых, необходимость уплаты налога на наследование из полученных по наследству активов значительно снижает рыночную стоимость этих активов. Особенно при высокой ставке налога. В первые годы своего пребывания в министерской должности Меллон не призывал публично к отмене этого налога. В первую очередь он боролся за снижение подоходного налога. В 1924 году группа конгрессменов добилась повышения ставки налога на наследование до 40% для состояний свыше $10 млн. Тогда Меллон впервые выступил за отмену налога — в выступлении перед комитетом Сената по финансам и в вышедшей в мае 1924 года книге «Налогообложение: дело народа». Но это было персональное мнение министра финансов, а не позиция министерства. Меллону удалось добиться лишь половинчатого успеха. В 1926 году верхняя ставка налога на наследование была снижена с 40% до 20%.
На посту министра финансов Меллон постоянно находил способы снижения государственных расходов, порой довольно оригинальные. В 1928 году был изменен дизайн долларовых банкнот. На смену крупным по размеру ассигнациям пришли новые — размером 6,14 дюйма на 2,61 дюйма (155,956 мм на 66,294 мм). Такой размер бумажных долларов сохранился до сих пор.
Результат послевоенных реформ
Те годы в Америке прозвали «ревущими двадцатыми». За это десятилетие экономика США выросла на 42%. На долю Соединенных Штатов приходилась почти половина мирового производства. По оценкам Университета штата Калифорния в Нортридже, реальный ВВП вырос с $671,9 млрд в 1921 году до $977 млрд в 1929 году.
Государственный бюджет США все эти годы сводился с профицитом. Государственный долг снизился с $23 млрд (30 июня 1922 года) до $16 млрд (30 июня 1930 года). Уровень безработицы, достигавший в период рецессии 1920–1921 годов 11,7%, на протяжении большей части десятилетия держался в районе 4% и снизился к 1929 году до 3,2%. Инфляция практически отсутствовала.
Благодаря налоговым вычетам для беднейших слоев населения в период с 1921 по 1929 год число американцев, уплачивавших подоходный налог, снизилось на 1 млн человек. Число налогоплательщиков, зарабатывавших свыше $100 тыс., выросло с 1922 по 1928 год почти в четыре раза. Число тех, кто зарабатывал между $10 тыс. и $100 тыс. в год, возросло на 84%. В 1921 году поступления в казну от налогообложения частных лиц составляли $719 млн, в 1929-м — $1 млрд, несмотря на то что ставки налогообложения за это время сильно снизились.
Подозреваемый
Великая депрессия 1929 года нанесла мощный удар по репутации и карьере Меллона. Его популярность падала одновременно с падением национальной экономики. В глазах публики он стал одним из главных виновников обвала экономики — наравне с президентом Гувером.
Конгрессмен Уайт Пэтмен, один из главных критиков республиканской администрации Гувера, в январе 1932 года инициировал процедуру импичмента против министра финансов Меллона. Обвинения в адрес Меллона были сняты в следующем месяце — после того как он вышел в отставку с министерского поста и был назначен послом США в Великобритании. После победы демократов на президентских выборах 1932 года Меллон покинул госслужбу.
Уже через неделю после инаугурации президента-демократа Франклина Делано Рузвельта Меллон узнал, что налоговая служба США проводит аудит его налоговой декларации за 1930 год на предмет выявления неправильных налоговых вычетов. В 1933 году конгрессмен Луис Макфадден с трибуны палаты представителей зачитал письмо главы налоговой службы, в котором говорилось о незаконном налоговом вычете за 1931 год в размере в $6,7 млн, оформленном в связи с продажей Меллоном пакетов акций с убытком корпорации, находящейся под его контролем. Но проверка налоговиками декларации за 1931 год привела к тому, что нарушений найдено не было, наоборот, Меллону компенсировали переплаченные $7,5 тыс. Вслед за налоговой службой проверку провело министерство юстиции — и тоже не обнаружило нарушений.
Эндрю Меллон — галерист
В марте 1934 года суд присяжных рассмотрел дело по обвинению Меллона в мошенничестве при уплате налогов. Присяжные десятью голосами против двух признали его невиновным.
Тем не менее Меллону были предъявлены новые требования о погашении налоговой задолженности. В 1935 году дело дошло до апелляционного суда. Процесс был масштабным. 47 свидетелей обвинения, 847 вещественных доказательств, протокол суда длиной более 10 тыс. машинописных страниц, гонорар адвоката составил $360 тыс. О ходе процесса постоянно докладывали президенту. В декабре 1936 года Меллон обратился к президенту Франклину Рузвельту с предложением построить национальную художественную галерею в Вашингтоне и подарить ей свою коллекцию произведений искусства. Рузвельт принял предложение, но при этом проинструктировал руководство прокуратуры не менять позицию государства в судебном процессе.
Оправдательный вердикт был объявлен 7 декабря 1937 года. Эндрю Меллон до него не дожил, он скончался 26 августа 1937 года.
Пять правил Эндрю Меллона
- «Джентльмены предпочитают облигации».
- «Когда дух предпринимательства угасает, страна теряет передовые позиции в мире».
- «У сильных людей есть хорошие идеи и силы, чтобы претворить их в жизнь».
- «Каждый человек желает соединить свою жизнь с чем-то, что он считает вечным».
- «История налогообложения показывает, что чрезмерные по сути налоги люди не платят. Высокие ставки налогов неизбежно создают давление на налогоплательщика, вынуждая его изымать капитал из реального производства».