«Важно, чтобы борьба с коронавирусом не стала страшнее самого вируса»
Вице-президент РСПП, почетный гражданин Нижегородской области, председатель совета директоров ПАО «Русполимет» Виктор Клочай о мерах по борьбе с вирусом, поддержке Кулебакской ЦРБ, экономических последствиях пандемии и первоочередных решениях, которые могли бы стабилизировать ситуацию.
– Виктор Владимирович, как вы оцениваете принимаемые властями меры по профилактике нераспространения коронавируса?
– Я бы не хотел давать однозначной оценки, поскольку есть и плюсы, и минусы. Мы знаем, что в конце декабря – начале января ВОЗ уведомила все государства-члены организации о том, что вспышка произошла. На самом деле мало стран, которые своевременно отреагировали.
У Москвы есть опыт 60-х годов борьбы с вспышкой оспы, когда в эту работу включились и КГБ, и МВД, и многие другие службы, буквально в считанные дни проводились оценки, анализы, связи. Была введена четко организованная система, которая позволила не только локализовать вспышку, но и обеспечить массовые прививки москвичей и дальше всего населения. Причем вся страна в принципе спала спокойно и не знала, что это произошло.
Я уже высказывал тревогу в том смысле, чтобы борьба с коронавирусом не стала страшнее самого вируса. Есть, на мой взгляд, спорные решения, в частности, остановка реального сектора. Пример, в Ковернино и Семенове работают фанерно-мебельные заводы, с которых в месяц отправляются порядка 50 фур с высококачественной фанерой на экспорт. 12 фур в месяц отправляются с пеллетами на север страны, где нет газа. Предприятия находятся на окраине райцентров практически в лесу. Люди ходят пешком на работу. Принцип «не навреди» должен стать доминирующим - не навредить или минимально навредить экономике.
Сегодня, наверное, проще всего искать какие-то упущения, важно дальше совершать правильные действия. Мне кажется, у нас в области ведется последовательная, но все же с определенным накалом работа по мобилизации людей. То, что проводится разъяснительная работа, абсолютно правильно, поскольку, если каждый из нас не будет соблюдать элементарные правила, никакая изоляция не поможет. То, что касается профилактических мер на предприятиях, я это даже не беру во внимание - все прописано и должно неукоснительно исполняться. Если не делается что-то, это халатность.
В то же время не очень понимаю закрытие медучреждений с точки зрения планового приема. Есть люди с хроническими заболеваниями, которым необходимо периодически обращаться к врачам. Областной Минздрав также выпустил приказ о прекращении приема в реабилитационные центры. Я знаю центр в Кстовском районе – европейского уровня, фантастика. Стоит на берегу Волги, изолирован, рядом никого. Предписание закрыть, а там проходят реабилитацию после инсультов, травм, операций, многие лежачие. Я бы поступил по-другому. Нужно, наоборот, людей с заболеваниями такого рода донаправить туда. При этом взять у них тесты, убедиться, что они в этом смысле здоровы, провести дополнительно обеззараживание и так далее.
– Какие дополнительные меры приняты на «Русполимете» для обеспечения безопасности работников?
– В связи с тем, что Кулебаки уже попали в число территорий (где выявлены случаи заболевания – ред.), мы приняли дополнительные меры. Договорились с местной администрацией и за счет муниципального транспорта увеличили количество рейсовых автобусов на маршрутах, на которых наши сотрудники добираются до работы и обратно с тем, чтобы исключить перегрузку в транспорте. Уже получили 10 тысяч масок и заказали следующую партию – для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты. На самом деле меры на заводе приняты давно, в первые дни после выхода соответствующего указа. Сегодня с учетом опыта других предприятий мгновенно внедряем новые. Проводим разъяснения в коллективе, получаем обратную связь. Главная опасность - это приезжающие в район и среда за периметром завода.
– Знаем, что завод оказывает содействие Кулебакской ЦРБ для обеспечения медработниковсредствами индивидуальной защиты .
– Решением областного штаба Кулебакская ЦРБ определена как одно из мест для лечения заболевших. По просьбе администрации уже обеспечили больницу масками. Обеспечим врачей также защитными комбинезонами - 100 комплектов поступят в ближайшее время, заказали ещё 100. Понимаем имеющиеся сложности в здравоохранении, но надо решать проблему в тех условиях, которые имеем. Думаю, что касается нашей территории, мы с этой задачей должны справиться.
– На подъездах к Кулебакам и Выксе в связи с выявлением случаев коронавируса сейчас установлены контрольные посты. Насколько оправданны такие меры, на ваш взгляд?
– Считаю, что это правильно, особенно в период, когда хлынула волна приезжающих, в том числе из Москвы. Я сам принимал инициативное участие в том, чтобы такие посты были введены. Если это въезд в Кулебаки, мы хотя бы должны знать, кто приезжает, адрес. По распоряжению губернатора все возвращающиеся из столичных регионов должны уходить на полную изоляцию, такие посты позволяют нам получать такую информацию и контролировать ситуацию. Мы не просто поддержали эту меры, мы выделили двух сотрудников с предприятия, чтобы они работали в составе этих постов.
– Серьёзный вопрос - экономические трудности, с которыми сегодня сталкивается бизнес.
– Говоря о поддержке бизнеса, одна из действенных, эффективных мер – это своевременные платежи по отгруженной продукции, выполненным услугам со стороны государственных учреждений, предприятий и корпораций. Несвоевременная оплата услуг и отгруженной продукции парализует работу предприятий по всей цепочке. В результате уже я не смогу рассчитаться с поставщиками, среди которых половина - это малые и средние компании. Это очень важно контролировать.
«Наступило время ручного управления»
На мой взгляд, должен быть создан федеральный межведомственный и межрегиональный штаб. В него должны войти Минпром, Минэкономразвития, Минфин, ЦБ, таможня, другие ведомства для оперативной реакции и принятия решений. Соответственно информация с предприятий должна поступать в этот центр. У кого остановлена отгрузка, у кого не проходят платежи, у кого какие проблемы. Сегодня как раз наступило время ручного управления. Такой центр должен быть создан и на федеральном уровне, и в регионах.
– Как относитесь к тем мерам, о которых власти уже объявили?
– Я за те меры, которые озвучиваются, но важно их реализовывать незамедлительно. Это главное. Конечно, есть другие меры, безусловно, вплоть до того, что нужно определить системные внутрироссийские программы.