Разнонаправленная система
Setl Group и группа «Эталон» показали различную динамику продаж
Холдинг Setl Group и группа «Эталон», недавно получившие статус системообразующих застройщиков, раскрыли результаты продаж за первый квартал 2020 года. В Setl Group фиксируют рост объема продаж, а также увеличение числа заключенных контрактов, в то время как у «Эталона» данные показатели демонстрируют отрицательную динамику. Участники рынка убеждены, что в следующих кварталах падение спроса неизбежно и даже при самом оптимистичном сценарии он восстановится лишь к осени.
За первый квартал 2020 года объем продаж холдинга Setl Group, недавно получившего статус системообразующего застройщика, достиг 25,13 млрд рублей, что на 0,4% выше, чем годом ранее. Компания осуществляет строительство не только в Петербурге, однако почти 99% продаж холдинга приходится непосредственно на него. В Setl Group также отмечают увеличение количества сделок на 4,2% за первые три месяца текущего года по сравнению с прошлогодними результатами. При этом само число заключенных договоров в холдинге называть отказались. Также застройщик заявил, что общая площадь проданной за январь — март недвижимости составила 198 тыс. кв. м, в то время как за аналогичный период прошлого года было реализовано 201,8 тыс. кв. м. Кроме того, по итогам первого квартала текущего года продаваемая площадь объектов Setl Group в активной стадии строительства достигла 1,89 млн кв. м, что на 0,3 % больше, чем год назад.
Другим крупным застройщиком, опубликовавшим на днях результаты продаж, стала группа «Эталон», также недавно вошедшая в список системообразующих компаний. Продажи девелопера за первые три месяца текущего года сократились на 10% и составили почти 17,9 млрд рублей от реализации 125,9 тыс. кв. м недвижимости (–25%). При этом в Петербурге объем продаж группы — чуть менее 7,8 млрд рублей, что на 7% ниже, чем годом ранее. За текущий период было реализовано 66,8 тыс. кв. м жилья (–18%) по сравнению с 81,8 тыс. кв. м в первом квартале 2019 года. Количество заключенных контрактов также уменьшилось на 30%: 1201 против 1701 годом ранее.
«Объем продаж у застройщика зависит от многих факторов: что он продает, по какой цене. Например, если у группы "Эталон" год назад объем предложения был больше, а в этом году он сократился, продажи, соответственно, тоже снизились. Это не значит, что одной компании стало хуже, а другой лучше. У них разные стратегии, нельзя брать эти показатели и сравнивать их в лоб»,— говорит Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank St. Petersburg. Эксперт также замечает, что объем продаж первого квартала уже почти ничего не показывает. «За последние две-три недели мы оказались в абсолютно другой реальности»,— добавляет господин Пашков.
По мнению Яна Фельдмана, директора по маркетингу ГК «Ленстройтрест», уже очевидно, что рынок ждет падение спроса, но с точностью оценить его уровень и период, за который спрос восстановится, пока сложно. «При оптимистичной модели восстановления экономики рынок может начать оживать к осени»,— полагает господин Фельдман.
«Какими будут итоги второго квартала, зависит от того, как долго продлится период карантина, насколько жесткими будут ограничения, как будут реагировать люди. При позитивном развитии событий при условии выхода из карантина после мая рост спроса можно ожидать осенью»,— соглашается с коллегой Анжелика Альшаева, генеральный директор агентства недвижимости ГК «КВС».
По словам Сергея Мохнаря, директора департамента развития ГК «ПСК», спрос со стороны покупателей с твердыми планами приобретения недвижимости остался неизменным. «Но есть и те, кто занял выжидательную позицию. Снижение спроса в апреле, скорее всего, будет. Прежде всего в эконом- и комфорт-классе. Учитывая, что статистику своим объемом делает масс-маркет, то на общерыночных трендах это отразится заметно»,— заключает он.
«В нестабильной с точки зрения политики и макроэкономики ситуации спрос зачастую становится неконтролируемым, при этом крайние значения его могут сильно скакать»,— считает Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости Colliers International. По ее мнению, многие покупатели оказываются не готовы принимать стратегические решения о покупке и могут откладывать ее и на квартал, и на полгода.