Реклама подхватила вирус
Нижегородские агентства просят господдержки в условиях COVID-19
Рекламный рынок Нижнего Новгорода из-за массового отказа от размещений с 30 марта упал на 80%, сообщили “Ъ-Приволжье” его участники. Рекламные агентства хотят добиться включения их в списки отраслей, наиболее пострадавших от распространения коронавируса. Соответствующее обращение они направили региональным и городским властям. По мнению участников рынка, помощи нижегородской мэрии в виде отсрочки внесения арендной платы за земельные участки под рекламные конструкции с 1 марта по 31 августа недостаточно.
Крупнейшие операторы наружной рекламы обратились к губернатору Нижегородской области Глебу Никитину, министру промышленности, предпринимательства и торговли Максиму Черкасову и главе Нижнего Новгорода Владимиру Панову с просьбой поддержать их в период пандемии коронавируса. Под обращением к властям подписались ООО «Эс Си Джи Трейд», ООО «Перспектива», ООО «Инсайт Медиа», ООО «Высокая реклама», ООО «Инвест строй», рекламные агентства «Цвет», «Река», «Блэкборд НН», «Стронга», «Ректайм», «РекНН», «Горизонт». Как следует из обращения (имеется в распоряжении “Ъ-Приволжье”), участники рынка наружной рекламы оказались в тяжелой финансовой ситуации из-за введенного в регионе режима повышенной готовности и самоизоляции граждан.
Их клиенты стали массово отказываться от размещения рекламы на билбордах и цифровых стендах, заявки на размещение на апрель и май отозвали сотовые операторы, торговые центры, организаторы концертов и массовых мероприятий, кинотеатры, банки, магазины одежды и мебельные фабрики.
Ранее администрация Нижнего Новгорода сообщила, что агентствам, заключившим с городом договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, предоставляется отсрочка по внесению платежей за аренду муниципальных земельных участков с 1 марта по 31 августа. Внесение платежей за эти полгода отложили до 25 декабря. Однако рекламщики считают, что этого недостаточно и просят включить их в перечень отраслей, наиболее пострадавших от коронавируса, полностью освободить от платежей за право установки и эксплуатации рекламных конструкций со второго квартала с продлением срока аренды и снизить базовую ставку размещения до 500 руб. с 2021 года (вместо текущих 600 руб.). Также рекламщики просят на год отсрочить платежи за электроэнергию и выдать госсубсидии на рефинансирование кредитов. «Операторы наружной рекламы оказались в предбанкротном состоянии, поскольку в отсутствие финансовых поступлений от рекламодателей вынуждены нести расходы на оплату труда сотрудников, перечислять платежи в бюджет за право эксплуатации рекламных конструкций и поддерживать безопасность их эксплуатации»,— говорится в обращении.
Директор рекламного агентства «Стронга» Светлана Гонова говорит, что к 15 марта 50% клиентов попросили снять наружную рекламу в апреле без штрафных санкций в связи с тяжелой экономической и эпидемиологической ситуацией в стране: «В основном это были рекламные кампании на проведение каких-то мероприятий, салоны красоты, автосалоны и даже телекомпании с их новыми проектами, хотя они продолжают функционировать и их рекламные бюджеты давно распределены».
По ее оценке, число заявок на размещение обвалилось на 85–90% по сравнению с периодом до введения режима повышенной готовности в регионе.
Оставшимся клиентам агентства предоставляют солидные скидки, чтобы сохранить хоть какие-то доходы и иметь возможность выплачивать зарплату сотрудникам.
Другие участники рынка, опрошенные "Ъ-Приволжье", оценивают падение продаж наружной рекламы в марте-апреле и выручки от нее на 70–75%. Весь рекламный рынок за период пандемии просел на 80–85%, подсчитали они. Возросшая на 20% с 1 января 2020 года стоимость размещения рекламы на муниципальных билбордах и самих конструкций на городских земельных участках опустила рентабельность агентств до минимальных 5%, поскольку многие клиенты уже тогда начинали просить скидки и применяли «ценовой шантаж», сетуют участники рынка. Собеседники “Ъ-Приволжье” в агентстве «Ректайм» говорят, что патовая ситуация сложилась во всех регионах страны.
Аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын напоминает, что рынок рекламы не впервые переживает кризис и, судя по опыту прежних экономических потрясений, спасать его власти не будут. Возможным подспорьем рекламщикам господин Делицын называет размещение социальной рекламы, в том числе о правилах поведения в период изоляции, как это сделали столичные власти. «Для профессионалов вряд ли было секретом то, что объемы рынка снижались год от года, а бюджеты уходили в интернет. Поэтому те рекламные холдинги, которые имеют в своем составе интернет-подразделения, сохранятся хотя бы в какой-то степени. В целом рекламный рынок ожидает трансформация с окончательным переходом бюджетов в интернет. Когда изобретут вакцины, мы научимся спокойно жить в эру короновирусов, снова ездить по улицам и любоваться баннерной рекламой, рынок вновь станет перспективным. А по итогам года те сегменты, которые подразумевали наше присутствие на улице, могут потерять 70–80%. Для нас это кажется колоссальной катастрофой, но надо заметить, что на глобальных рынках такие кризисы случались»,— отмечает эксперт.