Авторынок срывается в пике
В отрасли ожидают падение продаж на 20–50% в 2020 году
Продажи автомобилей в России на фоне коронавируса могут сократиться наполовину в 2020 году при худшем сценарии развития событий, подсчитали в Boston Consulting Group (BCG). Минимально возможное падение — 19%. В целом на рынке также ожидают двузначных темпов сокращения продаж в 2020 году — прежде всего из-за влияния карантинных мер. Однако глубокое падение рынка на 50% маловероятно, считают аналитики, ожидая, что в таком сценарии рынок ждет увеличение господдержки.
BCG представил предварительную оценку влияния коронавируса на российский авторынок. В исследовании представлено несколько возможных сценариев, а за уровень отсчета взят прогноз IHS Markit, который предусматривал рост рынка до 1,8 млн автомобилей в 2020 году и до 1,9 млн в 2021-м (в 2019 году рынок, по данным АЕБ, составил 1,76 млн машин). В сравнении с прогнозом IHS, BCG в оптимистичном сценарии ждет падение продаж на 19%, примерно до 1,4 млн автомобилей в 2020 году, с восстановлением до 1,8 млн машин в 2021 году.
Пессимистичный сценарий предполагает, что рынок в 2020 году сократится на 48%, до 0,9 млн машин, а в 2021-м вырастет лишь до 1,3 млн штук.
Два наиболее вероятных сценария предполагают падение продаж на четверть (до 1,3 млн машин) и на 37% (до 1,1 млн машин) в 2020 году. В таком случае рынок в 2021 году восстановится до 1,7 млн и 1,5 млн машин соответственно, то есть не достигнет уровня 2019 года.
42% российских потребителей планируют сократить расходы, воздерживаясь от покупки автомобиля, подсчитали в BCG. Машины входят в топ-3 категорий, на которых российские потребители планируют сэкономить, говорится в исследовании. 21% потребителей планируют увеличить расходы на автомобили, что, вероятно, связано с девальвацией рубля. В BCG ожидают, что после того, как автодилеры повысят цены, эта группа сократится до 5–6%, как это произошло после девальвации рубля в 2014 году. “Ъ” писал 14 апреля, что все производители и импортеры уже подняли цены. Ключевыми факторами успеха для концернов после завершения карантина станут готовность возобновить производство раньше других, составление портфеля заказов до возобновления работы, а также обеспечение функционирования цепочки поставок, говорит руководитель направления «Автомобилестроение» в BCG СНГ Эдуард Черкин.
Автопроизводители и импортеры в основном воздерживаются от оценок.
В Mitsubishi не исключают, что, как и во многих странах Европы, продажи могут снизиться на 80% в период изоляции, но объем падения рынка по итогам года «вообще не поддается прогнозированию». В Volvo Cars ожидают, что уровень продаж по отношению к 2019 году снизится на 25–30% при условии, что карантин не выйдет за пределы второго квартала. В компании отмечают, что из-за карантина многие дилеры не могут открыть салоны, а клиенты — прийти в них. При этом нет уверенности, что создаваемый отложенный спрос сможет существенно компенсировать потерянные продажи.
В АвтоВАЗе говорят, что в первом квартале при поддержке программ льготного автокредитования российский авторынок вырос на 2%. По итогам года там ожидают, что рынок покажет значительную негативную динамику с очень низким объемом продаж в апреле—мае и возможным началом небольшого восстановления с июня. Развитие ситуации в значительной степени будет зависеть от мер господдержки, введение которых в компании бы приветствовали. «Мы также можем предвидеть некоторую разрозненность динамики рынка по регионам в зависимости от эпидемиологической обстановки и разрешительных мер на возобновление продаж и сервисных услуг в каждом из них»,— отмечают в АвтоВАЗе.
В Kia согласны, что итоги года во многом будут зависеть от мер господдержки спроса во втором полугодии: «Если действие госпрограмм будет продлено, то мы ожидаем продажи на уровне 1,5 млн автомобилей». В концерне надеются, что с июня автобизнес начнет свое возвращение к обычному режиму работы и четвертый квартал по продажам окажется на уровне 2019 года. Запуск работы дилеров — одна из тем, которые отрасль обсуждала у вице-премьера Юрия Борисова в преддверии совещания по господдержке автопрома у Владимира Путина 22 апреля. При этом пока поддержка спроса на легковые автомобили не обсуждалась (см. “Ъ” от 17 апреля).
Автодилеры тоже ждут двухзначных темпов падения рынка.
Так, по словам главы «Авилона» Андрея Павловича, авторынок может упасть на 30%, если апрель и май покажут текущие темпы продаж: сейчас «Авилон» авансирует онлайн около 25 автомобилей в день — вчетверо меньше, чем в первом квартале.
Гендиректор «Автоспеццентра» Денис Петрунин ожидает сокращения рынка на 50%, отмечая, что коронавирус в большей степени сказался на отрасли, чем цена на нефть и курс рубля. Автобизнесу сейчас во многом сложнее, чем другим сегментам, говорит гендиректор «Авто.ру» Антон Забанных: у дилеров сильно закредитованный бизнес, и месяц простоя ведет к огромным убыткам. Возникает и вопрос, будут ли у населения средства на покупку машины после снятия ограничений, отмечает он, ожидая сокращения продаж на 10–15% по итогам года.
Партнер Deloitte Татьяна Кофанова ожидает падение на 10–20%, что более чем сопоставимо с другими рынками. Сергей Удалов из «Автостата» ждет падение на 30–50%. Он отмечает, что часть спроса реализовалась в марте, а остальные потенциальные клиенты не готовы сменить автомобиль из-за сложной экономической ситуации. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» дает прогноз в 20% падения. В худшем варианте рынок может сократиться и на 50%, отмечает он, но в таком случае будет запущена господдержка, которая смягчит падение.