Россияне переключат платные каналы
Рынок готовится к стагнации или падению
Минкомсвязь ждет в 2020 году падения рынка платного ТВ в России на 10%. Причиной падения могут стать акции, приуроченные к карантинным мерам, и большое количество бесплатного контента. Сами компании тоже не рассчитывают на рост.
Замминистра связи РФ Алексей Волин 21 апреля заявил, что в министерстве ожидают по итогам 2020 года потерь у сервисов, связанных с платным ТВ, на уровне 10 млрд руб. В 2019 году, по предварительным оценкам «ТМТ Консалтинг», рынок платного ТВ вырос на 10,1%, до 103,9 млрд руб. По мнению господина Волина, основная причина в том, что аудитория получила бесплатные пакеты ТВ в качестве акций, приуроченных к карантинным мероприятиям: «Потом от бесплатного перейти к платному будет очень тяжело».
С марта многие операторы платного ТВ действительно начали предоставлять бесплатный доступ к контенту. Например, «Триколор» открыл бесплатный доступ к основным пакетам каналов и фильмам через приложение и спутник, «Ростелеком» — через приложение и сервис платного ТВ, «МегаФон» на месяц отменил платную подписку на три пакета ТВ-сервиса. Forbes в марте со ссылкой на источники сообщал, что некоторые операторы приняли решение открыть бесплатный доступ к контенту после просьб представителей администрации президента, операторы официально это изданию не подтверждали.
Опрошенные “Ъ” операторы платного ТВ ждут падения либо стагнации рынка в 2020 году, не рассчитывая на рост. «Действительно, рост рынка платного ТВ из-за текущего кризиса под большим вопросом. Дополнительно государство простимулировало бесплатность ряда сервисов и услуг.
После того как что-либо было бесплатным, продавать это за деньги крайне тяжело. Такая же проблема с бесплатным интернетом. Это разрушает рынок и ведет к снижению выручки операторов»,— отметил представитель «ЭР-Телекома» («Дом.ru»).
Гендиректор ГК «Орион» Кирилл Махновский соглашается, что запущенные операторами акции, неготовность или невозможность части абонентов оплачивать услуги, а также торможение подключения новых абонентов «с большой вероятностью повлияют на выручку операторов в сторону уменьшения либо стагнации». Влияние будет напрямую зависеть от длительности «карантинных каникул» и скорости выхода на прежний уровень потребления, добавляет он.
Директор по развитию направления «Видео» компании «Ростелеком» Антон Володькин считает, что акции с предоставлением бесплатного контента «сильного влияния на показатели не окажут»: «Мы фиксируем рост потребления и платного контента — примерно в 3 раза, подключение новых клиентов продолжаются, а отток сильно снизился»,— говорит он. Гендиректор «МегаЛабс» Андрей Кушнарев отмечает, что «Мегафон» также рассчитывает на рост доходов от аренды и покупки фильмов. Он оценивает перспективы рынка «в целом оптимистично», по его словам, из-за режима самоизоляции трафик «МегаФон ТВ» с середины марта вырос на 30%.
Директор департамента ТВ и контента J’son & Partners Дмитрий Колесов считает, что падения рынка на 10% ожидать не стоит. «В период самоизоляции люди очевидно больше сидят перед телевизором. Учитывая, что проникновение платного ТВ в стране составляет 75%, общее потребление сервисов все равно будет расти.
Средний чек на абонента сейчас составляет около 200 руб., вряд ли люди будут массово отключаться из-за такой платы, даже если тарифы после карантинных мер вырастут на 5–10%»,— рассуждает господин Колесов.
Из-за отключения абонентов, которых сильнее всего коснется снижение доходов, абонентская база будет «частично проседать», это сильнее всего коснется спутникового телевидения, но число абонентов IPTV (цифровое ТВ через IP-сети) все равно продолжит рост, прогнозирует Дмитрий Колесов. В итоге скорее можно ожидать сохранения объемов рынка по итогам года, считает он. Абонентская база платного ТВ в России в 2020 году составит 43,4 млн абонентов против 43,6 млн по итогам 2019-го, ранее прогнозировали в J’son & Partners.