Каршеринг припарковался у «Пятерочки»
Сервисы краткосрочной аренды автомобилей занялись доставкой
Каршеринговые сервисы нашли способ не простаивать во время запрета на их работу. «Делимобиль» переориентировался на доставку продуктов из «Пятерочки», а YouDrive запустил доставку посылок между физическими лицами и работает с микробизнесом. Это поможет отрасли снизить убытки, оцениваемые в сотни миллионов рублей в месяц, а в перспективе ускорит консолидацию рынка, так как преимущество получат компании, имеющие крупных партнеров и инвесторов, полагают эксперты.
Сервис «Делимобиль» предложил бизнесу свой автопарк для доставки заказов из магазинов, первым клиентом стал сервис экспресс-доставки из магазинов «Пятерочка» (входит в X5 Retail Group), рассказали “Ъ” представители сторон. В рамках предложения «Делимобиль» выделит автомобили с закрепленными водителями-курьерами.
Сотрудничество предусмотрено только с юридическими лицами, минимальная стоимость услуги — 2,5 тыс. руб. в день.
Обучение курьеров, парковку, бензин и обслуживание автомобилей компания берет на себя, а автомобили, задействованные в доставке, будут доступны только назначенным курьерам. По словам директора по цифровым дистанционным сервисам X5 Retail Group Владимира Холязникова, на прошлой неделе сервис «Пятерочки» доставлял в Москве более 10 тыс. заказов в день — в 17 раз больше, чем в феврале.
С 13 апреля и до конца месяца в Москве и Санкт-Петербурге действует запрет на аренду автомобилей в каршеринговых сервисах. Собеседник “Ъ” на рынке каршеринга оценивает недополученную выручку от месячного простоя крупного каршерингового сервиса в Москве в 500–700 млн руб. без учета лизинговых платежей и других расходов.
1 миллион человек
составила аудитория каршеринговых сервисов в Москве к февралю 2020 года (данные департамента транспорта)
На время запрета доставкой занялся и сервис YouDrive (входит в совместное предприятие Сбербанка и Mail.ru Group). Он запустил доставку между физическими лицами стоимостью 200 руб. и сотрудничает с микробизнесом. Услуги доставки со стороны каршеринговых сервисов указ мэра не нарушают, сообщили “Ъ” в пресс-службе департамента транспорта Москвы. Доставку между физическими лицами и из магазинов реализуют и сервисы такси — «Яндекс.Такси», «Ситимобил» и Gett.
Крупнейшие в России каршеринговые сервисы — «Яндекс.Драйв» (20 тыс. автомобилей), «Делимобиль» (13 тыс.), BelkaCar (5 тыс.) и YouDrive (4 тыс.). Их инициативы, связанные с доставкой, направлены на минимизацию убытков, но в дальнейшем вряд ли компании будут фокусироваться на этом сегменте, уверен аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов. Директор отдела инвестиций и рынков капитала КПМГ в России и СНГ Алексей Богданов согласен, что доставка поможет каршеринговым компаниям уменьшить убыток, причем наибольшее конкурентное преимущество получат сервисы, «максимально интегрированные в экосистемы» и имеющие доступ к финансированию и инвестициям акционеров. «Во всех сферах жизни, в том числе и на рынке каршеринга, станет больше "Яндекса", Mail.ru Group, Сбербанка, Google, но меньше независимых игроков»,— соглашается аналитик «Финама» Леонид Делицын.
Другие аналитики также уверены, что пандемия подтолкнет консолидацию рынка каршеринга.
Алексей Богданов указывает на возможное падение спроса на эту услугу из-за снижения доходов населения. «Учитывая не самые лучшие финансовые показатели многих каршеринговых сервисов еще до кризиса, возможности привлечь пользователей снижением цены ограничены»,— отмечает он. В перспективе, по мнению аналитика, возможно изменение условий аренды, в частности, увеличение минимального срока бронирования автомобиля вплоть до одного дня и его доступность только после проведения полной дезинфекции салона.