Участников дорожного движения станет больше
Какие поправки Минтранс предложил внести в ПДД
Власти придумали, как зарегулировать пользователей самокатов и моноколес. Сейчас они приравнены к пешеходам. Но Минтранс предложил выделить их в отдельную категорию и написать для нее правила. Пользователи «средств индивидуальной мобильности» или СИМ должны будут передвигаться по велодорожкам, тротуарам, а в исключительных случаях им разрешат выезжать на дороги, но только тем, кто старше 14 лет. В людском потоке нельзя будет разгоняться быстрее 20 км/ч. А в темное время суток владельцам электросамокатов, моноколес и даже скейтов и роликов придется включать фары, а если их нет, то налобные фонари.
Станет ли движение более безопасным после введения новых правил? Глава межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов считает, что ограничения должны быть гораздо жестче:
«Пешеходы будут аплодировать, когда тротуары останутся свободными, зоной пешеходов, чтобы можно было, не озираясь вокруг, ходить. Понимаете, 20 км/ч — это в пять раз больше, чем скорость средняя пешехода. То, что рядом с тобой в 30 см проносится гироскутер или моноколесо, это вещь несовместимая с чувством безопасности, в общем-то. Поэтому мы очень удивились, что, кроме того, что разрешено движение со скоростью до 20 км/ч на тротуарах, еще и не ограничена скорость вообще гироскутеров, моноколес. Сейчас уже есть образцы, которые достигают 80 км/ч скорости, но при этом люди, которые ими управляют, в общем-то, не обязаны знать правила дорожного движения для транспорта. Если уж разрабатывать правила, надо их разработать сразу. А тут, получается, вносится поправка в правила дорожного движения, которая не предусматривает никаких ограничений, кроме 20 км/ч на тротуарах. При этом эту скорость невозможно замерить. Свод правил — это как раз то, что вносится в ПДД. Поэтому если здесь не будет ничего внесено, то, что мы сейчас имеем, — граждане, которые управляют СИМ, не являются ни пешеходами, ни водителями. Поэтому в случае, если они совершили наезд на пешехода, будет рассматриваться: один пешеход наехал на другого, толкнул его, можно сказать. И ответственность в 30 раз меньше, чем если бы этот человек управлял транспортным средством. Это нужно все предусматривать сейчас».
Самое слабое место новых правил — контроль за их исполнением, считает адвокат Московской муниципальной коллегии Константин Мальков. По его мнению, в существующем виде новые ограничения работать не будут — по сути, некому ловить нарушителей.
«С мопедами более или менее, и с мотоциклами, упорядочено стало, когда появились больше инспекторов ГИБДД на мотоциклах, то есть в любом случае, когда есть какой-то контроль, тогда народ понимает. Когда это все бесконтрольно и безнаказанно, появляется группа людей, которая не соблюдает установленные ограничения. Но если нет законодательной базы, то и следить за соблюдением нечего. В любом случае вносить-то нужно, просто, к сожалению, наблюдается некий эксцесс исполнителя, то есть законы-то неплохие, вот как они исполняются, это уже другой вопрос», — отметил Константин Мальков.
Согласно правилам, которые предложил Минтранс, для пользователей самокатов и гироскутеров также введут особый дорожный знак — «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено». Также они смогут проехать под «кирпич» только по тротуару.