Ослики и оптимисты

Как пандемия меняет убеждения

Вы заметили, как буквально мгновенно все поменялось? Еще вчера все говорили только о том, что против вируса надо принимать как можно более строгие ограничительно-карантинные меры. А сегодня все говорят только о том, как эти меры побыстрее снять.

Антивирусные мероприятия властей не у всех американских граждан получают поддержку

Фото: Lindsey Wasson , Reuters

Дмитрий Косырев

Еще вчера в разговорах на тему «мир после вируса» преобладали персонажи, говорившие, что, как прежде, уже никогда не будет. А сегодня таких энтузиастов оттесняют на исходные позиции.

Как это было: сэр Пол Маккартни с единомышленниками (веганами и вегетарианцами) опубликовал призыв перестать есть мясо диких и недиких животных, потому что от этой мерзкой привычки — конкретно от сожранной летучей мыши — и пошел нынешний вирус.

Террористки из движения MeToo нанесли новый удар — против обозначившегося кандидата на пост президента США Джозефа Байдена: не туда положил ладонь десятилетия назад. То есть неважно, какой лидер проведет Америку к выходу из наметившейся катастрофы, важно, что мужчин надо добивать сегодня, раз уж мир не будет прежним.

Борцы с курением пришли в ужас от статистики, поступившей сначала из Китая, потом из США, потом из Франции и Германии (насчет того, что курильщики повсюду заражаются вирусом в разы реже некурящих, а болезнь у них протекает отнюдь не хуже, чем у некурящих). Борцы хором объясняют, что факты фактами, но курить надо бросать вот сейчас.

Спасители планеты от ее климата заявили, что сегодня климат надо спасать с особым напором. А то слишком много людей увидели, какой ценой достигается эта благородная цель — вот вам, экономика замерла, воздух стал чистым: нравится? На эту тему вышло целое приложение во флагманском для международников журнале Foreign Affairs, с общей идеей — вперед, для борьбы за климат самое время.

Ну а про международную политику лучше и не говорить: прежние формы бешенства только обострились. В общем, сегодня можно все.

И тут в дело повсеместно вмешался такой неприятный опыт, как месяц или больше карантинно-социально-дистанцирующих мер, и прежние дерзкие мечты начинают развеиваться.

Вот, например, замечательная статья американского политолога-трамписта Виктора Хэнсона под названием «Синдром ослика Иа-Иа». Он объясняет нам, что карантинами задушили Америку (и подчинили себе даже Трампа) люди, подобно вышеозначенному ослику, всегда готовые верить в худший ход событий и впадать в унылую панику. И эти люди — конечно, демократы.

Схема выстраивается такая: демократы с энтузиазмом самоизолируются (полагая, что государство, то есть другие американцы, должно платить им при этом пособие), ходят в масках, считают опасность заразиться более страшной, чем угрозу временно потерять зарплату, обрушение экономики как проблему не воспринимают. Для них здоровье важнее заработка. Республиканцы, наоборот, ненавидят самоизоляции с карантинами, они оптимистичны (не ослики!), для них экономика — не абстракция, а ситуация, когда они активно работают и зарабатывают. Соответственно, Трамп изначально хотел и продолжает хотеть «открыть экономику», а демократы называют его за это убийцей.

И тут произошло нечто странное: речь о бунте губернаторов. Его начали несколько штатов на Восточном побережье (вокруг Нью-Йорка) и несколько на Западном, где Калифорния. Там заявили, что без всяких разрешений от федеральных властей снимут карантины и самоизоляции.

Но ведь это две главные цитадели демократов и почти все губернаторы-повстанцы тоже демократы? Да. И только потом губернаторы-республиканцы тоже начали сговариваться насчет конца самоизоляций. Так ломаются красивые схемы.

А вот еще одна красивая, но треснувшая схема насчет того, кто теперь будет править обществами и миром. Люди левого образа мысли поначалу с радостью заявили, что теперь пришло время правительств с сильной социальной политикой. А то и всемирного социального правительства. «Человечеству сейчас нужна не только революция способностей национальных правительств. Нам нужна трансформация и подстройка поведения правительств, чтобы справляться с кризисами здравоохранения. Более того, нам нужна революция концепций и мышления в сфере глобального управления».

Автор — Ван Вэнь, профессор Народного университета Китая. В Китае вообще хорошо относятся сегодня к идеям глобального управления, в том числе с участием ВОЗ — Всемирной организации здравоохранения. И еще пары похожих наднациональных структур. Но — есть подозрения, что такой глобализм не пройдет и крестовый поход Дональда Трампа против ВОЗ — только начало ровно противоположного процесса.

А именно еще неделю-другую назад кто-то утверждал, что людьми, странами и миром теперь будут управлять медики (рядовые среди которых — признаем — настоящие герои нынешней борьбы с вирусом). И что ВОЗ сегодня даже тронуть немыслимо, так же как и любого медика. Но вдруг произошел какой-то глобальный перелом. Ну в самом-то деле: если в The Washington Post, этом дредноуте демократов и глобалистов, появляется статья, озаглавленная «Наши избранные народом лидеры должны отвоевать обратно контроль у докторов»,— то что-то происходит.

Как всегда, задним числом хорошо видно, что именно.

Подчинившись идее «останьтесь дома», люди в самых разных странах начали обнаруживать, что медицинские идеологи и авторитеты очень разные.

Да, поначалу слышнее были предсказания и указания тех, кто предлагал самые катастрофические сценарии — тот самый «синдром ослика». Но дальше стало заметно, что увешанные титулами авторитеты спорят друг с другом, у каждого своя наука, свои предсказания и советы.

И еще стало понятнее, что в целом медики (как и, допустим, военные) — особые люди со своей системой ценностей. Они на первое место среди ценностей ставят здоровье и жизнь людей — до такой степени, что готовы жертвовать ради этого своими здоровьем и жизнью.

Все люди боятся эпидемий (особенно поначалу), это нормально. Но, как говорит Дональд Лоу, исследователь поведения и экономики из Гонконгского технологического университета, даже заставить людей держаться на расстоянии двух метров друг от друга — это экстремальная нагрузка на их психику. Уже через месяц они начинают бунтовать и возвращаться к прежнему стилю жизни. И этот протест оказывается сильнее страха за здоровье и жизнь. То есть, кроме жизни и здоровья, есть и другие ценности.

И вот вам бунты против карантинов и самоизоляции — в США (их множество), Чили, ЮАР, Бельгии, Азербайджане… очень разные страны.

В общем, сейчас уже кажется, что «мир после вируса» вообще никак не изменится. Но это сейчас. Через месяц ситуация может перевернуться заново.

Вся лента