Лозунг ставят на рельсы
Петербург утвердил модернизацию железнодорожного узла стоимостью почти 600 млрд рублей
Администрация города одобрила концепцию развития петербургского железнодорожного узла, вложения в который незначительно сократились по сравнению с предыдущей версией документа, составив 584,7 млрд рублей. Ключевое место в программе и по финансам, и по масштабу занимает организация пригородного и внутригородского пассажирского движения по аналогии с Московским центральным кольцом (МЦК), а также вывод транзитных грузопотоков из Петербурга. Однако эксперты называют проекты «лозунговыми», а программу — нежизнеспособной.
Разработка концепции, подготовленной АО «Институт экономики и развития транспорта», началась еще в 2018 году, в итоге документ был одобрен правлением РЖД и правительством Петербурга, сообщила вчера пресс-служба Смольного. Концепция предусматривает развитие пригородных и внутригородских перевозок пассажиров по железной дороге. На первом этапе, отмечают в Смольном, планируется организовать вывод из города транзитного грузового движения за счет строительства северо-восточного (Павлово-на-Неве — Орехово, 109,1 млрд рублей до 2027 года) и юго-западного (Владимирская — Бронка, 73,1 млрд рублей до 2030 года) железнодорожных обходов.
Основной объем средств — 56% от суммы заявленных инвестиций — предполагается направить на развитие пригородного и внутригородского движения в регионе (325,3 млрд рублей), 38% — на грузовое движение (224,6 млрд рублей), а остальное — на другие мероприятия по модернизации инфраструктуры, следует из концепции (имеется в распоряжении “Ъ”). В предыдущей редакции (была актуальна на декабрь-январь) инвестиции в развитие оценивались в 598,6 млрд рублей до 2030 года, сейчас вложения сократились на 13,9 млрд рублей, составив 584,7 млрд рублей. Уменьшился также срок окупаемости проекта — с 25 до 18,9 лет.
Проектно-изыскательные работы начнутся в 2020–2021 годах, говорится в материалах. Две трети инвестиций будут задействованы в 2020–2025 году, остальные — в 2026–2030 годах. В качестве источников финансирования могут быть рассмотрены средства федерального бюджета, региональных бюджетов, а также применен механизм прямого субсидирования выпадающих доходов РЖД от регулирования тарифов на предоставление услуг инфраструктуры в части пассажирских перевозок. По словам собеседников “Ъ”, московское правительство дотирует около 10 млрд рублей ежегодно за перевозки по МЦК.
В части развития пассажирского сообщения предусмотрена реконструкция Московского, Балтийского, Выборгского, Сестрорецкого направлений, включая строительство дополнительных путей, транспортно-пересадочных узлов, остановочных пунктов и новой электрифицированной линии Сертолово — Левашово протяженностью 6,5 км, говорится в сообщении РЖД. В концепцию включено строительство частично подземной линии Шоссейная — аэропорт «Пулково» — Лигово протяженностью 11,7 км (ввод в 2024–2030 году), входящей в маршрут Белоостров — Ораниенбаум, и создание второго диаметрального маршрута Токсово — Гатчина-Варшавская. Эти диаметральные маршруты, по сути, станут новым видом транспорта в Петербурге по аналогии с МЦК или городской электричкой (см. “Ъ” от 09.01.2020). Для интеграции пригородно-городских маршрутов с линиями метрополитена к 2030 году должны быть построены девять транспортно-пересадочных узлов, которые обеспечат пересадку пассажиров на пять линий подземки.
Масштабные вложения в пассажирское железнодорожное сообщение в концепции обосновываются ростом численности населения (до 8,5 млн человек), что, согласно прогнозу, сгенерирует ежегодный пассажиропоток в объеме 105,5 млн человек к 2025 году (рост в 1,3 раза по сравнению с 2018 годом) и 142,4 млн человек к 2030 году (рост в 1,8 раза по сравнению с 2018 годом). Доходы от перевозки пассажиров могут составить 14,4 млрд рублей к 2025 году и 24,5 млрд рублей к 2030 году, следует из расчетов АО «СЗППК». Таким образом, тариф, по предварительным подсчетам “Ъ”, может составить примерно 136–172 рубля в соответствующих годах.
Председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин признается, что программа выглядит нежизнеспособной: в ней много лозунговых проектов, но инвестиции в размере почти 600 млрд рублей — неподъемные для города. «Есть желание московского тиражирования, но в рамках Петербурга схема значительно изменяет пассажирскую и грузовую логистику. При этом нет ощущения, что есть понимание, как будет двигаться грузовой транспорт. Кроме этого, скепсис вызывают объемы прогнозируемого пассажиропотока»,— говорит эксперт. Он сомневается, что Петербург готов дотировать перевозки людей в объеме, обеспечивающем почти двукратный рост пассажиропотока, учитывая объективно более низкую платежеспособность петербуржцев, а также скромный бюджет города по сравнению с Москвой. В Смольном вопросы “Ъ” на этот счет оперативно не прокомментировали.