Пропуска поставили на «счетчик»

Действует ли в регионах палочная система

Новосибирское МВД начало проверку: в сети появилось аудио с приказами массово штрафовать жителей города за нарушение самоизоляции. В группе «Омбудсмен полиции» анонимный пользователь опубликовал голосовые сообщения из мессенджера WhatsApp — на них женский голос дает указания полицейским в день оформлять не менее десяти протоколов в каждом районе.

Фото: Влад Некрасов, Коммерсантъ

По данным СМИ, голос принадлежит начальнику отдела участковых Новосибирска Елене Устиновой. Как сообщает издание «Подъем», в местном МВД уже назначили проверку аудиозаписи. Что может грозить автору голосовых сообщений? И действительно ли в полиции сейчас действует палочная система? Председатель координационного совета московского межрегионального профсоюза полиции и Росгвардии Михаил Пашкин считает, что даже если приказ о десяти протоколах в день действительно отдавали, виновные могут и не понести должного наказания:

«Если это распоряжение было получено сверху от начальника охраны общественного порядка или от начальника УВД и если это голос главы отдела участковых Новосибирска, то ее постараются отмазать" — отправить в отпуск, на пенсию. Но если это ее личная инициатива, то, я думаю, ее могут уволить. Должны провести фонологическое исследование. Если оно покажет, что это ее голос, я думаю, что тут разберутся быстро. По Москве и области с самого начала сказали: никаких планов, нужно четко выполнять только указания мэра и губернатора, чтобы на улице находились только те, кому это разрешено. Если по улице идет много людей, то всех останавливать не будут, лишь пару человек. Могут составить протокол, но в зависимости от поведения человека. То, что происходит в регионах — чем дальше от Москвы, тем, как говорится, толще партизаны».

На практике случайные полицейские проверки пропусков далеко не случайные, считает глава правозащитной организации «Апология протеста» Алексей Глухов. Он отметил, что протоколы, составленные на невиновных людей, иногда даже не доходят до суда: «Как показывает практика, правоохранительные органы в регионах ориентируются на составление протоколов, но все зависит от района. Где-то сотрудники полиции подходят к пожилым, которым формально запрещено выходить за пределы своего дома, где-то — к людям с неславянской внешностью, где-то они ориентированы на тех, кто гуляет в парках.

В столице, например, сотрудники ГИБДД на въездах ориентированы на машины с немосковскими номерами. Тем не менее полиция не может полностью обеспечить контроль за всем городом, поэтому наиболее “простых клиентов” они ищут в парках и во дворах. Конечно, бывают случаи, когда штрафуют только потому, что нужно штрафовать. Такое было, например, в Вербное воскресенье, когда на верующих около храмов составляли протокол, но потом отказывались передавать их на рассмотрение в административную комиссию. Таких дел много, и не только в Москве — их прекращают именно в связи с тем, что люди имели законное право передвигаться».

Что происходит с мигрантами в условиях пандемии

Смотреть

Только в Москве, по данным правительства города, на улицах работают более 13 тыс. сотрудников полиции, 3 тыс. росгвардейцев и 1 тыс. дружинников.

Ульяна Миненкова

Вся лента