Вышколены по всей науке
Педагогические вузы Черноземья сменят учредителей
Как стало известно “Ъ-Черноземье”, два педагогических вуза макрорегиона, Воронежский государственный педуниверситет и Липецкий государственный педуниверситет имени Семенова-Тян-Шанского, сменят ведомственную принадлежность. Вместо Министерства высшего образования и науки РФ их учредителем станет Министерство просвещения. Представители вузов оценивают реформу положительно, хотя и ожидают изменения механизмов финансирования и предоставления бюджетных мест.
Правительство РФ в апреле сменило учредителя в трех десятках российских педагогических вузов с Министерства науки и высшего образования на Министерство просвещения. Копия соответствующего постановления кабмина, подписанного премьер-министром Михаилом Мишустиным, есть у “Ъ-Черноземье”. Среди учебных заведений, которых коснулись изменения, два университета из Черноземья — Воронежский педагогический госуниверситет (ВГПУ) и Липецкий педагогический госуниверситет имени Семенова-Тян-Шанского (ЛГПУ). Реформа не коснется педагогических направлений в университетах широкого профиля, а также тех вузов, которые ранее считались педагогическими, но сейчас являются классическими, таких, например, как Елецкий госуниверситет имени Бунина в Липецкой области.
ВГПУ в 2019 году был признан Минобрнауки эффективным по всем восьми группам показателей, сообщается на профильном портале министерства. В вузе, по данным Минобрнауки, обучается почти 7 тыс. студентов, из которых свыше 500 человек — иностранные учащиеся. Общая площадь недвижимости университета превышает 48 тыс. кв. м. Его бюджет из всех источников в 2019 году составил 622,33 млн руб.
ЛГПУ в 2019-м был также признан эффективным по всем восьми группам. В нем по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры обучается 4,3 тыс. студентов, в том числе около 100 иностранцев. Общая площадь недвижимости вуза составляет 50 тыс. кв. м. Бюджет в 2019 году — 428,06 млн руб.
Проректор по учебной работе ВГПУ Наталья Соколова сказала “Ъ-Черноземье”, что считает «логичным объединение педагогических вузов под крылом профильного министерства»: «Минпросвещения будет формировать контрольные цифры приема, не будет какого-то промежуточного звена. Другой плюс, что теперь в одном ведомстве будут и профильные вузы и колледжи, и школы. Мы сможем привлекать учителей к формированию образовательных программ. В то же время рассчитываем, что школы станут более активно принимать студентов на практику начиная с первого курса, чтобы наши обучающиеся буквально жили в школах, прочувствовали все изнутри и окончили вуз полноценными учителями». Несмотря на изменение механизма финансирования вузов, министерство пообещало, как минимум, не снижать его объем, добавила госпожа Соколова.
Ректор ЛГПУ Нина Федина отметила, что «между школами и педагогическими вузами сейчас ощущается разрыв». «Стратегически университеты выиграют от изменения учредителя. Развитие системы общего образования в рамках профильного нацпроекта невозможно без того, чтобы педагогическое образование было включено в общую систему взаимодействия со школами. То, что до этого мы подчинялись одному министерству, а школы — другому, накладывало определенный отпечаток», — сказала “Ъ-Черноземье” госпожа Федина. Риски изменения она видит в «разрыве системы высшего образования». «Пока непонятно, как будет изменяться механизм финансирования и определения числа бюджетных мест. Притом что мегарегулятором деятельности педуниверситетов все равно остается Министерство высшего образования и науки», — заключила госпожа Федина.
Глава Ассоциации вузов Центральной России, ректор Воронежского госуниверситета Дмитрий Ендовицкий предупреждает о рисках «межведомственных барьеров»: «Они объективно возникнут, так как переход из одного ведомства в другое предусматривает передачу и контрольных цифр приема, и субсидий. Но в целом по финансовому содержанию педагогических вузов мало что поменяется».
«Риски есть и в уходе от полиуниверситетского образования в профилизацию педагогики, в том, что педагогические вузы развернутся от большой науки в учительство, — продолжил господин Ендовицкий. — Находясь в подчинении Минобрнауки, педагогические вузы в последние десятилетия трансформировались в классические университеты. Таков, например, путь Белгородского национального исследовательского университета, который до 1990-х годов был педагогическим. После смены учредителя вектор развития может быть иным». Но в целом смену учредителей господин Ендовицкий считает оправданной мерой, поскольку «отвечать за выполнение требования нацпроекта "Образование" — включить российскую систему общего образования в десятку лучших в мире — невозможно, если не контролировать качество подготовки самих учителей».
Как представители Черноземья показали себя на конкурсе «Лидеры России. Наука»
Репортаж “Ъ-Черноземье”