Вакцина перебирает страны и варианты
Какую выгоду получит государство, которое разработает препарат против COVID-19
Все больше стран начинают испытывать вакцину от коронавируса на людях. В среду разрешение на это получила немецкая компания BioNTech. Ранее к тестированию приступили в Китае, США и Британии. В России также сформирована группа добровольцев, готовых участвовать в исследовании. Ожидается разрешение Минздрава. Всего к поиску препарата для профилактики коронавируса подключились три десятка стран. В разработке находятся более 70 вариантов вакцины. Почему этот поиск больше напоминает космическую гонку? И можно ли выйти из нее победителем? Разбирался Григорий Колганов.
Кто владеет вакциной, владеет миром — так, судя по всему, можно интерпретировать поведение стран, участвующих в гонке за спасительный препарат. Иначе почему лаборатории действуют поодиночке, ведь правильнее было бы объединить усилия? Этому удивляется доктор медицинских наук, директор НИИ вакцин и сывороток им. И. И. Мечникова Виталий Зверев. И сам себе отвечает: ясное дело, на кону миллиарды — на каждой инъекции можно заработать от пары десятков до пары сотен долларов. «Каждый за себя. Кто первый прибежит, тот и сорвет куш, то есть быстренько ее будет продавать. Речь идет о сотнях миллионов, если не миллиардах. То есть просто какая-нибудь вакцина будет стоить десяток долларов, а какая-нибудь генно-инженерная — $200»,— пояснил Зверев.
Правда, инвестиции в разработку требуются тоже немалые. По оценкам Глобальной коалиции по инновациям для предупреждения эпидемий, на создание вакцины в общей сложности потребуется около $2 млрд. Сейчас в это инвестируют, бескорыстно или не очень, самые богатые люди планеты. Но вряд ли первопроходцы сорвут такой уж большой куш, размышляет председатель Российской ассоциации фармацевтического маркетинга Герман Иноземцев. И дело как раз в том, что лаборатории работают отдельно друг от друга, продолжает эксперт: «Стоимость разработки измеряется десятками миллионов долларов. Возможно, что компании на этом заработают сотни миллионов долларов. Но, исходя из того, что разные лаборатории этим занимаются, скорее всего, с разницей в один-два, даже пять месяцев они выйдут с разными вакцинами — возникнет точно такая же конкуренция».
А что, если страна, первой разработавшая вакцину, не захочет делиться достижением с остальными, пока не обезопасит своих граждан? Генассамблея ООН даже приняла резолюцию по этому поводу. «Препарат должен стать всемирным общественным достоянием»,— согласились все 193 государства-члена организации. Но исполнят ли они свои обязательства? И да, и нет, говорит гендиректор компании «Торговый дом Аллерген» Алла Денисова. Но мощностей одной страны все равно не хватит для покрытия потребностей всего мира, так что заказы достанутся всем. «Будет сколько-то вакцины для внутреннего рынка, сколько-то для внешнего. Мы для UNICEF поставляем ряд препаратов, и мы видим, как это происходит. У всех будет закуплено. Никогда не бывает так, что все покупается только у одной страны. Например, Китай разработает вакцину, получим мы ее на месяц раньше — это не принципиально»,— рассказала Денисова.
Не принципиально это еще и потому, что массовое применение вакцины ожидается в лучшем случае осенью, когда в большинстве стран эпидемия пойдет на спад. При этом многие врачи вообще сомневаются, что эффективный препарат будет найден. Недавно “Ъ” опубликовал результаты опроса пользователей российской социальной сети для медиков, и почти 40% респондентов настроены скептически. Их готов поддержать и НИИ вакцин и сывороток им. И. И. Мечникова Виталий Зверев: «Там есть несколько тонкостей. Против SARS вакцины так и не создали. Будет ли здесь? Никто точно сказать не может. У взрослых она может не сработать. Очень важен клеточный иммунитет. Здесь могут быть токсичные антитела. До сих пор не понятно, какой иммунитет после заболевания даже».
Как Владимиру Путину при всех сообщили, что вакцина есть
Можно предположить, что победа в гонке за вакцину обеспечивает своего рода международный престиж и политический авторитет. Какая страна откажется от звания «спасителя мира от пандемии»? При этом медики интересуются, сподвигнет ли это соревнование руководителей государств вкладывать больше денег в науку в «мирное» время.
Большинство российских медиков, согласно опросу в профессиональной соцсети, считает, что всего на планете инфицированными окажутся 10 млн человек.