Экскаваторы хотят объехать утильсбор
АЕБ предупреждает о спаде на рынке спецтехники
Продажи дорожно-строительной (ДСТ) и спецтехники в традиционно низком первом квартале выросли на 8%, подсчитали в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Но в ассоциации не ждут продолжения роста в ближайший год, учитывая последствия коронавируса. АЕБ предлагает ввести для спецтехники каникулы по уплате утильсбора, доля которого в цене, например, на сочлененные самосвалы доходит до 25%. Отсрочка по уплате сбора уже рассматривается правительством для автомобилей. Впрочем, отечественные игроки сомневаются в необходимости таких каникул.
Рынок ДСТ и спецтехники в РФ в январе—марте вырос на 8%, до 2,7 тыс. штук, сообщила АЕБ (учитывает импорт и технику, произведенную на заводах зарубежных концернов в РФ, эти компании занимают около 80% рынка ДСТ и спецтехники).
В первом квартале, по данным АЕБ, далеко не все сегменты смогли удержаться в плюсе. Так, сразу на 51%, до 34 штук, упали продажи самосвалов с жесткой рамой. Сократилась и реализация самоходных грейдеров (на 22%, до 100 машин), колесных погрузчиков (на 16%, до 220 штук), а также гусеничных тракторов (на 3%, до 224 штук). При этом продажи сочлененных самосвалов, наоборот, выросли сразу на 54%, до 37 штук. Реализация экскаваторов-погрузчиков увеличилась на 33%, до 773 штук, гусеничных экскаваторов — на 8%, до 900 штук, колесных экскаваторов — на 2%, до 124 штук, погрузчиков с боковым поворотом — на 14%, до 284 штук.
Цифры первого квартала не отражают текущие реалии рынка, так как кризисная ситуация начала в полной степени развиваться только с апреля, говорит глава комитета производителей дорожно-строительной и спецтехники АЕБ, гендиректор Volvo CE Russia Андрей Комов.
Из-за сезонности традиционно динамика первого квартала невысока, поэтому общий рост рынка в 8% он называет хорошей новостью. В то же время в ближайший как минимум год о росте сегмента говорить не придется, полагает господин Комов.
Чтобы не оказаться в ситуации, когда «спасать будет некого», в АЕБ видят необходимость уже сейчас проводить эффективные меры господдержки: «От того, как пройдут через этот кризис наши конечные потребители и насколько быстро они войдут в рабочий режим, зависит успешное восстановление экономики в целом, а восстановление невозможно без продолжения строительства инфраструктуры, жилья и сети дорог».
У большинства клиентов сейчас едва ли есть средства на уплату утильсбора, продолжает Андрей Комов, на фоне чего АЕБ планирует обратиться в правительство и Минпромторг с рекомендацией ввести каникулы на его уплату как минимум до конца 2020 года. Кроме того, в АЕБ говорят о необходимости отменить сбор на машины, серийно не производимые в России. Также в АЕБ предлагают ввести мораторий на повышение утилизационного сбора на три года, а для поддержания машин в работоспособном состоянии в ситуации кризиса — обнулить таможенную пошлину на запчасти как минимум до конца 2020 года.
По итогам 2019 года продажи в сегменте выросли на 12%, но объем рынка по-прежнему на 15% меньше уровня 2012–2013 годов, говорит Андрей Комов.
Сдерживающим фактором остается утильсбор: «Без этого неэффективного регулирующего воздействия мы бы уже давно не только вернулись на докризисный максимум по объемам рынка, но и ушли бы далеко вперед».
Сбор, например, на сочлененные самосвалы, которые не производятся в РФ, составляет до 25% от цены. Кроме того, в АЕБ ранее вызывала вопросы структура расчета сбора, поскольку сбор на машину в 100 тонн составляет 1,38 млн руб.— столько же, сколько и на технику в 35 тонн. Машина в 14 тонн облагается сбором 690 тыс. руб., хотя она в семь раз легче и в 12–15 раз дешевле машины в 100 тонн.
Идея отсрочки уплаты утильсбора в бюджет была ранее подготовлена Минпромторгом для автопрома, и отрасль ее поддерживает (см. “Ъ” от 10 и 17 апреля). При этом в машиностроении такого единства мнений не наблюдается. Вячеслав Пронин из «Росспецмаша» (лобби отечественных машиностроителей) говорит, что ассоциация скорее против идеи каникул по утильсбору, но готова обсуждать отсрочку. Ряд отечественных игроков сейчас сталкивается с проблемой сбыта и высвобождение средств в оборотном капитале для них было бы актуально, добавляет он. При этом господин Пронин обращает внимание, что в сегменте спецтехники утильсбор взымается только с машин, аналоги которых производятся в РФ, и говорить об отмене его уплаты в зависимости от серийности некорректно, так как в ряде сегментов емкость составляет несколько десятков машин в месяц.
Источник “Ъ” отмечает, что российским производителям утильсбор возвращается в отличие от иностранных производителей.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting называет результаты первого квартала ожидаемыми, поскольку ухудшение эпидемиологической ситуации еще не успело оказать влияние в полной мере. При этом уже видно, что дорожная техника проседает прежде всего в тех сегментах, где китайские производители наиболее активны, отмечает он. Кроме того, регионы откладывают закупки части техники для строительства дорог, говорит аналитик. Во втором квартале сегмент начнет снижаться, считает он, при этом по итогам года в зависимости от принятых мер поддержки и дальнейшего развития ситуации можно ожидать как выхода в положительную зону, так и снижения объема продаж. Каникулы по утильсбору — один из возможных вариантов поддержки отрасли, которая сейчас находится в тяжелом положении, заключает он.
Продажи российской техники тоже выросли
Отгрузки отечественной строительно-дорожной техники на внутренний рынок в первом квартале выросли на 6%, до 8,2 млрд руб., сообщили “Ъ” в «Росспецмаше». При этом производство российской ДСТ сократилось на 13%, до 8,5 млрд руб. По данным «Росспецмаш-Стат» (объединяет данные компаний, которые выпускают 80% от всего объема производимой в РФ ДСТ), наибольший рост отгрузок на внутренний рынок зафиксирован в сегменте автобетоновозов — в 3,5 раза, катков — в 3,2 раза, автокранов — на 21%. При этом упали отгрузки автогрейдеров — на 52%, бульдозеров — на 17%, экскаваторов-погрузчиков — на 9%.
В ассоциации видят проблему в том, что все еще не запущена программа льготного лизинга спецтехники. Кроме того, ограничения из-за коронавируса привели к приостановкам производств, что привело к снижению объемов выпуска и допзатратам, связанным с выплатой заработной платы сотрудникам.
Дополнительным негативным фактором стало ослабление курса рубля, что привело к росту стоимости металла на внутреннем рынке и увеличению цены импортных комплектующих.
Производители ДСТ столкнулись с проблемой нехватки компонентов, не имеющих аналогов на территории РФ, в связи с приостановкой производства предприятий Европы и Азии, отмечают в «Росспецмаше». Ограничение в перевозках готовой продукции и их компонентов между регионами также оказало негативное влияние на положение дел в отрасли.
Одновременно в связи с остановкой жилищного и социального строительства произошло снижение спроса и реализации строительно-дорожной техники, говорят в «Росспецмаше». Там ожидают, что негативные последствия для строительно-дорожного машиностроения наступят через три-четыре месяца и приведут к существенному сокращению производства. Смягчить их сможет опять же запуск льготного лизинга.
Мрачные ожидания
По предварительным оценкам, рынок строительно-дорожной и коммунальной техники в первом квартале 2020 года соответствует аналогичному периоду 2019 года и оценивается на уровне 10 млрд рублей, сказали “Ъ” в Минпромторге. Фактор снижения темпов реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов и сформировавшаяся на территории РФ санитарно-эпидемиологической обстановка могут оказать негативное влияние на уровень платежеспособного спроса на продукцию специализированного машиностроения уже во втором квартале текущего года.
При этом планируемый к реализации Минпромторгом России в 2020 году механизм льготного лизинга спецтехники позволит снизить данное негативное влияние, заключают в министерстве.
О негативном влиянии ослабления рубля на продажи в первом квартале говорит и бизнес-директор по строительному оборудованию CNH Industrial в России и Белоруссии Александр Марков. Доля компании в январе—марте среди иностранных производителей увеличилась на 3%, продажи — на 60%. В это время, в частности, прошли большие отгрузки крупным клиентам, говорит он. При этом господин Марков отмечает, что значительно замедлился рост в сегменте тяжелой строительной техники: экскаваторы, бульдозеры, фронтальные погрузчики. Возможно, на ситуацию повлияло общее снижение деловой активности в добывающих отраслях, предполагает он. В то же время компактная техника продолжала пользоваться стабильным спросом — это мини-погрузчики и экскаваторы-погрузчики. По оптимистичным прогнозам, рынок упадет по итогам года на 40%, считает Александр Марков, но при влиянии негативных факторов возможно и падение до 70%.
Руководитель по развитию в Восточной Европе Weidemann GmbH (крупнейший производитель фронтальных и телескопических погрузчиков в Германии) Денис Пронин говорит, что первый квартал компания Weidemann закончила с небольшим перевыполнением плана: начиная с середины марта, продажи техники резко пошли вниз до практически полной остановки к началу апреля. С начала года продажи росли в том числе благодаря заключению договора о сотрудничестве с «Росагролизингом», продолжает он, последующее сокращение продаж (особенно в последнюю декаду марта) было вызвано падением курса рубля по отношению к евро, а также ограничением передвижения в регионах в связи с угрозой пандемии.
Китайские машиностроители также ощутили влияние девальвации. Менеджер по работе с ключевыми клиентами «Люгонг Машинери Рус» Юрий Лебедев отметил, что, несмотря на то что в Китае распространение COVID-19 началось с конца января 2020 года, поставки техники с заводов Liugong не прекращались. Первый квартал — низкий сезон в целом, отмечает он. Рост курсов валют начал оказывать влияние на сроки реализации некоторых проектов, начиная с середины марта 2020 года, в результате чего заказчики стали пересматривать бюджеты.
По итогам года компания прогнозирует стагнацию в основных отраслях, говорит господин Лебедев:
«Малый и средний бизнес ощутят негативный эффект сильнее. Ожидается, что акцент будет смещен в сторону увеличения продажи техники с наработкой, и на первый план выйдут качественный сервис и поставка запасных частей. Заказчики будут заинтересованы не в приобретении новых машин, а в продлении моторесурса имеющейся в парке техники».
Как и во многих других отраслях, на рынке строительной техники можно ожидать небольшого спада продаж, который будет связан с проседанием индустрии в результате повышения курсов валют и распространения коронавируса, говорит менеджер по продуктовому маркетингу строительной техники John Deere Антон Веремчук: это падение может быть разным по каждому типу техники. Скорее всего, в наибольшей степени пострадает сегмент машин для коммунальных работ (экскаваторы-погрузчики, мини-погрузчики и мини-экскаваторы), считает он: «Эта техника пользуется популярностью у небольших частных клиентов, по которым текущий кризис может ударить сильнее всего. Поэтому такие компании, вероятно, будут уходить в сегмент б/у техники или отказываться от покупок в принципе на ближайшие год-два. Для крупных предприятий это может стать своего рода отложенным спросом: к вопросу закупок они будут возвращаться уже после относительной стабилизации ситуации».
В меньшей же степени, скорее всего, пострадает ресурсодобывающая отрасль, так как она является ключевой для экономики и продолжает работать даже в текущих условиях. Несмотря на пандемию, спрос на экскаваторы, грейдеры и бульдозеры John Deere остался примерно на прежнем уровне, говорит Антон Веремчук.